Определения и принципы ВФА: что изменится с 17 сентября 2023 года?
© KrisCole / Фотобанк Фотодженика |
Как и обещали, подробно разберем, в чем же суть внесенных изменений в Стандарты осуществления внутреннего финаудита (ВФА). Самый масштабный блок уточнений, а точнее сказать – дополнений, предусмотрен для Стандарта "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита". И касаются такие поправки в первую очередь терминов ВФА и их определений (Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. № 118н).
Какие бюджетные процедуры АБС (ГАБС) должны быть охвачены внутренним финаудитом?
Определение бюджетной процедуры изначально было установлено Стандартом – это процедуры ГАБС (АБС), результат выполнения которых влияет на качество финансового менеджмента. По сути, это все те процедуры, которые выполняются участниками бюджетного процесса в рамках реализации конкретных бюджетных полномочий. Но и непосредственно полномочия по осуществлению ВФА также не были исключением.
Теперь специалисты финансового ведомства устранили существовавшую неопределенность: требования об осуществлении ВФА не распространяются на:
- бюджетные процедуры, осуществляемые в рамках бюджетных полномочий, предусмотренных ст. 160.2-1 Бюджетный кодекс;
- процедуры по администрированию доходов в бюджет, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о страховых взносах, законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о таможенном регулировании.
Одновременно в числе бюджетных процедур, подлежащих ВФА, прямо поименованы процедуры управления активами и процедуры осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд. Таким образом, ВФА охватывает не только процесс использования бюджетных средств, но и имущества в самом широком смысле этого слова: обновленная редакция Стандарта прямо предусматривает, что финансовый менеджмент наряду с исполнением бюджетных полномочий включает также исполнение полномочий государственного (муниципального) заказчика, полномочий собственника имущества от имени публично-правового образования, направленное на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности соответствующих и (или) иных ГАБС (АБС) и (или) целей, для достижения которых создано казенное учреждение.
Методы ВФА: их суть и условия применения
Метод ВФА | Суть метода | Уточнения / дополнения, предусмотренные Приказом № 118н |
---|---|---|
Аналитические процедуры | Анализ соотношений и закономерностей, основанный на полученной информации о выполнении бюджетных процедур, в том числе информации о нарушениях и (или) недостатках при выполнении бюджетных процедур и их причинах | Осуществляются в том числе путем определения взаимосвязей и непротиворечивости финансовой и нефинансовой информации |
Инспектирование | Изучение материальных активов и (или) документов и фактических данных, информации, связанных с осуществлением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур | Изучению подлежат:
|
Пересчет | Проверка точности арифметических расчетов субъектов бюджетных процедур в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах), в том числе в первичных документах и записях в регистрах бюджетного учета либо выполнение членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом самостоятельных расчетов | Для проверки точности арифметических расчетов в документах (прикладных программных средствах, информационных ресурсах) применяется в том числе проверка используемых при формировании числовых показателей автоматизированными системами и средствами формул (алгоритмов) |
Запрос | Обращение к лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия | Осуществляются путем устного обращения к субъектам бюджетных процедур, а также письменного обращения, содержащего указание на сроки, форму (способ представления), адресата, к субъектам бюджетных процедур и (или) лицам, располагающим документами и фактическими данными, информацией, необходимыми для проведения аудиторского мероприятия, в целях получения документов и фактических данных, информации, необходимых для проведения аудиторского мероприятия |
Подтверждение | Процесс получения информации относительно конкретного вопроса, подлежащего изучению и оказывающего влияние на обоснованность полученных аудиторских доказательств, в результате которого подтверждаются определенные факты относительно информации, вызывающей сомнение у членов аудиторской группы или уполномоченного должностного лица | |
Наблюдение | Изучение действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур | Осуществляется непосредственно и (или) с использованием фото-, видео- и аудиотехники, а также иных видов техники и приборов членами аудиторской группы или уполномоченным должностным лицом для изучения действий субъектов бюджетных процедур, осуществляемых ими в ходе выполнения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в рамках исполнения своих должностных обязанностей, в том числе в ходе совершения контрольных действий. Наблюдение не должно создавать препятствий для субъектов бюджетных процедур при выполнении ими операций (действий) по выполнению бюджетных процедур |
Мониторинг процедур внутреннего финансового контроля (ВФК) | Регулярный процесс изучения контрольных действий и их результатов, оценки надежности внутреннего финансового контроля, включая оценку организации, применения и достаточности контрольных действий. Задача метода – выявление взаимосвязи (связующих соотношений) между применяемыми контрольными действиями и бюджетными процедурами в целях оценки влияния ВФК на минимизацию бюджетных рисков, а также в целях формирования и ведения реестра бюджетных рисков | Используется в одном из следующих случаев:
|
Реестр бюджетных рисков: как его формировать и вести?
Реестр бюджетных рисков – основополагающий документ внутреннего финансового аудита, от полноты и качества которого напрямую зависит его эффективность. Реестр формируется (актуализируется) по результатам мониторинга процедур ВФА.
Поправками, внесенными Приказом № 118н, предусмотрено, что оценка бюджетного риска в целях формирования и ведения реестра проводится в том числе при планировании деятельности субъекта ВФА, планировании и проведении аудиторских мероприятий и формировании информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.
Причем оценка бюджетного риска (риска искажения бюджетной отчетности) включает в себя актуализацию значимости (уровня) выявленных (обнаруженных) бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности) по результатам анализа имеющихся причин и условий (обстоятельств) для реализации бюджетных рисков и возможных последствий реализации бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности).
В реестре бюджетных рисков должны содержаться предложения по мерам минимизации (устранения) бюджетных рисков и по организации ВФК (рекомендуемые к осуществлению контрольные действия) в случае принятия решения о реализации соответствующих мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков:
- руководителем ГАБС (АБС);
- субъектами бюджетных процедур, являющимися руководителями структурных подразделений ГАБС (АБС).
Актуализация реестра бюджетных рисков проводится перед составлением проекта плана проведения аудиторских мероприятий.
План и программа аудиторского мероприятия: как их оформить?
Внесенными Приказом № 118н дополнениями прямо предусмотрено, что программа аудиторского мероприятия оформляется в виде документа, сформированного на основе результатов оценки бюджетных рисков в соответствии с принципами внутреннего финансового аудита, в том числе принципами компетентности и объективности и с учетом необходимости достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита.
План проведения аудиторских мероприятий оформляется в виде документа, составляемого в соответствии с принципами ВФА, в том числе принципами компетентности и объективности и с учетом результатов оценки бюджетных рисков. План проведения аудиторских мероприятий включает не менее двух планируемых к проведению в очередном финансовом году аудиторских мероприятий, необходимых для достижения целей осуществления ВФА. Причем окончание таких мероприятий приходится на очередной финансовый год или период с начала года, следующего за очередным финансовым годом, в зависимости от установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за очередной финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет ГАБС (АБС).
Меры по минимизации бюджетных рисков: какие они?
Меры по минимизации (устранению) бюджетного риска – конкретные, достижимые и имеющие срок выполнения действия, направленные на снижение вероятности и (или) степени влияния бюджетного риска, устранение его причин, в том числе контрольные действия. Они также включают действия, направленные на повышение качества финансового менеджмента, в том числе на повышение результативности и экономности использования бюджетных средств и устранение причин и условий нарушений и (или) недостатков.
Контрольные действия, являющиеся мерами по минимизации (устранению) бюджетных рисков, совершаются субъектами бюджетных процедур и (или) прикладными программными средствами, информационными ресурсами (с их использованием) перед выполнением операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (меры по организации внутреннего финансового контроля).