Долг платежом красен: когда "кредиторку" списать нельзя
© lenecnikolai / Фотобанк Фотодженика |
Дебиторская и кредиторская задолженность учреждений находится в поле пристального внимания специалистов финансового ведомства. Само по себе наличие кредиторской задолженности нарушением не является, но только при условии, что такая задолженность является текущей, то есть срок ее погашения еще не наступил. Просроченная кредиторская задолженность – индикатор недостатков внутреннего контроля. Причем далеко не всегда причина ее наличия заключается в пропуске срока оплаты обязательств: зачастую причиной становятся недостатки планирования расходов.
Но в отдельных случаях кредиторская задолженность возникает "помимо воли" учреждения. Один из примеров - заработная плата умершего работника в том случае, если члены его семьи или лицо, находившееся на иждивении умершего на день его смерти, не обращались за ее получением. Располагая достоверными сведениями о смерти работника, перечислять причитавшиеся ему суммы на счет в кредитной организации, на который обычно переводилась его заработная плата, неправомерно.
На самом деле подобная ситуация безвыходной не является: у учреждения есть возможность погасить такую задолженность, перечислив причитающиеся умершему работнику суммы в депозит нотариуса по месту открытия наследства – последнему месту жительства умершего (ст. 1115 ГК РФ). Если работодателю оно неизвестно, он вправе перечислить денежные средства в депозит нотариуса по своему месту нахождения.
После смерти сотрудника у работодателя отсутствует обязанность выявления лиц, которые имеют право на получение заработной платы умершего: выплата носит заявительный характер и осуществляется на основании представленных в соответствии с действующим законодательством документов. Однако об отсутствии обязанности уместно говорить в течение шести месяцев, которые отведены для обращения в учреждение соответствующих лиц. Именно в этот период можно говорить о "заявительном" характере задолженности как основании для исключения ее из состава просроченной. И вот почему.
Во-первых, наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается его собственником, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства (п. 34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9). Соответственно, должностные лица учреждения должны осознавать, что отказ от перечисления денежных средств в депозит нотариуса по сути означает неправомерное удержание чужих денежных средств. Ситуация, в которой работодатель не располагает информацией о месте регистрации работника, неправдоподобна.
Во-вторых, если имущество будет считаться выморочным, то задолженность у учреждения появится уже не перед физлицами-наследниками, а перед публично-правовым образованием. Дело в том, что согласно ГК РФ такое имущество считается выморочным и должно перейти в порядке наследования в собственность либо муниципального образования, либо субъекта РФ (города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь), либо собственно Российской Федерации (ст. 1151 ГК РФ, п. 50 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9). В случае наследования денежных средств наследником будет Российская Федерация, от имени которой выступает Росимущество в лице его территориальных органов.
В том случае, если учреждение по истечении шести месяцев после смерти работника продолжит учитывать кредиторскую задолженность в составе текущей, причины невозможности ее погашения путем перечисления в депозит нотариуса придется пояснить. Тем более нужно будет найти обоснования для принятия решения о ее списании. Ведь по сути, списывая кредиторскую задолженность, учреждение признает доходы, полученные безвозмездно. При этом права на получение таких доходов отсутствуют: денежные средства, принадлежащие наследникам, бесхозяйными признаны быть не могут (Определение Восьмого КСОЮ от 24 января 2023 г. по делу № 8Г-26882/2022[88-1559/2023-(88-25752/2022)]).
Таким образом, целесообразность перечисления причитающейся умершему работнику заработной платы по истечении шестимесячного срока очевидна. Причем в бухгалтерском учете перечисление средств (внесение наличных) отражается так, как будто учреждение погасило задолженность перед работником. Сторнировать и / или переносить показатели со счета 304 02 в подобной ситуации не нужно.
В том случае, если наследники-физлица обратятся в учреждение по истечении шестимесячного срока, то им должна быть предоставлена информация о том, куда следует обращаться за получением причитающихся им денежных средств. В целях предоставления информации в учреждении должен быть организован управленческий учет. При это не следует забывать, что в настоящее время информация о наличии открытого наследственного дела размещается в открытом доступе. Для поиска информации в Реестре наследственных дел (http://www.notariat.ru) необходимы только ФИО и дата рождения умершего работника.
Решение о перечислении средств учреждением напрямую в доход федерального бюджета будет обоснованным при отсутствии информации в Реестре наследственных дел. Реквизиты для перечисления средств могут быть уточнены путем направления письменного запроса в Территориальное управление Росимущества в соответствующем регионе. Порядок отражения в учете соответствующих корреспонденций в этом случае необходимо будет определить в рамках учетной политики.
Причем в том случае, если наследники-физлица найдутся, денежные средства будут возвращены им уже из федерального бюджета. В аналогичном порядке могут быть удовлетворены требования кредиторов умершего работника (Апелляционное Определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 2 мая 2023 г. по делу № 33-2125/2023).