Новости и аналитика Новости Минфин России планирует поправки в Инструкции № 33н и 191н: особое внимание – "дебиторке" по доходам

Минфин России планирует поправки в Инструкции № 33н и 191н: особое внимание – "дебиторке" по доходам

Минфин России планирует поправки в Инструкции № 33н и 191н: особое внимание – "дебиторке" по доходам
© gdolgikh / Фотобанк Фотодженика

Финансовое ведомство намерено внести изменения в Инструкции по формированию бюджетной отчетности и бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений. Проекты поправок в Инструкции № 191н и 33н уже можно увидеть на Федеральном портале проектов НПА1 .

Часть обновленных положений Минфин планирует применять уже при формировании годовой отчетности за текущий год, другие - начиная с отчетных периодов 2024 года.

Нынешние поправки касаются раскрытия информации:

  • о дебиторской задолженности по доходам;
  • об объектах капитального строительства, включая "незавершенку";
  • о существенных показателях, которые необходимо раскрыть в Пояснительной записке.

Запланированные изменения направлены в том числе на сокращение претензий контрольно-счетных органов к качеству раскрытия существенных показателей в текстовой части Пояснительной записки, а также на детальное раскрытие информации в целях анализа "дебиторки" по доходам и наблюдения за динамикой объемов капитальных вложений в объекты недвижимого имущества.

Но обо всем по порядку.

1

Новый раздел в Сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, ф. 0503769, ф. 0503369).

Изменения в Сведения (ф. 0503169, ф. 0503769, ф. 0503369) предусмотрены к применению по мере организационно-технической готовности, но не позднее отчетности на 1 октября 2024 года. В указанных формах появится новый раздел "Сведения о дебиторской задолженности по доходам". В нем будет раскрываться информация о дебиторской задолженности на начало года и конец отчетного периода, сформированная на счете 205 00 "Расчеты по доходам". Обратите внимание: кредиторская задолженность по счету 205 00 в данный раздел не включается! Задолженность необходимо будет "разложить" на следующие составляющие:

Дебетовый остаток на счете 205 00 в разрезе номеров счетов на начало года и конец отчетного периода
Сумма задолженности Что включаем? Показатель в Сведениях
(ф. 0503169, ф. 0503769)

В сумме признанных доходов текущего финансового года

Дебиторская задолженность в объеме признанных доходов:

1) учтенная в составе финансового результата. То есть задолженность была признана в текущем году или в прошлые годы на основании записи Дт 205 00 Кт 401 10 1ХХ.

Или были изначально признаны доходы будущих периодов, но на отчетную дату такие доходы включены в состав доходов текущего отчетного года (Дт 205 00 - Кт 401 40, Дт 401 40 - Кт 401 10). Например, исполнение долгосрочных договоров с поэтапным исполнением, ежемесячное исполнение договоров аренды, расчеты по субсидиям, грантам, трансфертам с условиями при передаче активов при выполнении условий;

2) в сумме начисленного дохода от возврата неиспользованных остатков субсидий, трансфертов. Напомним - такая задолженность может возникнуть у стороны, предоставившей средства, в результате реклассификации задолженности на счетах 206 00 (например, по субсидии на задание задолженность по доходам возникает у учредителя на основании проводки Дт 205 36 - Кт 206 41)

С ненаступившим сроком исполнения.

Задолженность, по которой дата исполнения обязательства не наступила (текущая задолженность)

Просроченная.

Задолженность, по которой дата исполнения обязательства наступила. То есть в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства дебитором не исполнены.

Объем просроченной задолженности по каждому номеру счета должен соответствовать аналогичному показателю просроченной задолженности, который отражен в разделе 1 Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769)

В сумме ожидаемых доходов Дебиторская задолженность в объеме ожидаемых доходов к признанию в текущем году и в очередные годы.

То есть задолженность на счете 205 00 в объеме показателей, числящихся на счете 401 40 (401 41 и 401 49).

Для тех поступлений, которые учитываются по решению субъекта учета с применением счетов 401 41 и 401 49, выделить суммы "дебиторки" по ожидаемым доходам к признанию в текущем году и в очередные годы не составит труда. Но для субъектов отчетности, которые не применяют счета 401 41 и 401 49, придется проанализировать задолженность во взаимосвязи с показателем на счете 401 40. Верный помощник – новый аналитический признак "дата исполнения", который можно использовать не только для анализа задолженности на предмет нарушения сроков ее исполнения и включения в состав просроченной, но и для обособления задолженности, доходы по которой планируется признать в текущем году и в очередные годы.

К признанию в текущем году.

Дебиторская задолженность в объеме ожидаемых доходов к признанию в текущем году.

То есть задолженность в объеме показателей, числящихся на счетах 401 40 (401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году"), которые планируется признать именно в отчетном (текущем) году при наступлении права требования

К признанию в очередные годы.

Дебиторская задолженность в объеме ожидаемых доходов к признанию в очередные годы.

То есть задолженность в объеме показателей, числящихся на счетах 401 40 (401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году"), которые планируется признать не в в отчетном (текущем) году, а в иные периоды - исполнение условий предусмотрено в очередные годы. Включается задолженность, которую планируется признать в очередном году, а также долгосрочная задолженность (исключение - долгосрочная задолженность в сумме признанных доходов с ненаступившим сроком исполнения при условии рассрочки платежа).


Отметим, что несмотря на предусмотренную на сегодняшний день проектами приказов дату первого формирования нового раздела Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769, ф. 0503369) в обязательном порядке начиная с отчетности за 9 месяцев 2024 г., не исключено, что впервые раскрыть информацию по доходной "дебиторке" указанным образом придется уже в годовой отчетности за 2023 год. Но не в табличной форме Сведений (ф. 0503169, ф. 0503769, ф. 0503369), а в текстовой части Пояснительной записки. Такой прием применялся при составлении отчетности за 2022 год для раскрытия информации об исправлении ошибок прошлых лет, которая начиная с отчетности на 1 июля 2023 г. отражается в отдельном разделе 4 Сведений об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, ф. 0503773).

2

Корректировка в названии кода причин изменений вступительного баланса "04" в Сведениях об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173, ф.  0503773).

По коду причин изменений валюты баланса "04" отражается уточнение показателей на начало отчетного период в связи с изменением учетной политики. Но не все изменения учетной политики применяются ретроспективно. Данное обстоятельство учтено в новом наименовании кода "04 - изменение учетной политики (введение новых правил (способов) ведения бухгалтерского учета для фактов хозяйственной жизни, имевших место ранее)". Указанное уточнение запланировано применять при формировании отчетности за 2023 год.

3

Уточнения в порядке заполнения Сведений о вложениях в объекты недвижимого имущества, объектах незавершенного строительства (ф. 0503190, ф. 0503790).

Порядок формирования Сведений (ф. 0503190, ф. 0503790) корректировали в конце прошлого года, но некоторые формулировки в порядке их заполнения вновь потребовали уточнения во взаимосвязи с нормами Градостроительного кодекса РФ. Сведения в отчетности должны быть понятны ее пользователям, а значит, следует использовать единую терминологию, определенную в законодательстве. В частности, определение объекта незавершенного строительства, реконструкция и строительство которого осуществляются полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, содержится в п. 1 ст. 55.34 Градостроительного кодекса РФ. "Незавершенкой" признается объект со дня включения сведений о нем в федеральный реестр незавершенных объектов капитального строительства, региональные реестры незавершенных объектов капитального строительства. В частности, на федеральном уровне Порядок формирования и ведения реестра незавершенных объектов капитального строительства утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.2022 № 1295.

В целях приведения в соответствие с действующими нормами Градостроительного кодекса РФ уточнены коды статусов, которые отражаются в графах 7 и 8 Сведений (ф. 0503190, ф. 0503790). Указанное изменение также следует учесть при формировании отчетности за 2023 год. Поскольку при формировании отчетности за 2022 год в графе 8 "Статус объекта на конец года" Сведений (ф. 0503190, ф. 0503790) были указаны коды статусов согласно действующей на тот момент редакции Инструкций № 191н и 33н, то и при формировании отчетности за 2023 год в графе 7 "Статус объекта на начало года" коды не изменятся. Норма о том, что код статуса объекта на начало отчетного периода должен соответствовать коду статуса объекта, указанному на конец прошлого отчетного периода (финансового года), осталась неизменной.

А что изменилось? В частности, при уточнении наименований кодов статуса слова "объекты незавершенного строительства" заменили на слова "объекты капитального строительства". Понятие "объекты капстроительства" в целях формирования Сведений (ф. 0503190, ф. 0503790) шире, чем вмещает термин "незавершенка". В частности, при передаче капвложений не всегда объект включен в соответствующий реестр и отнесен к незавершенным объектам капстроительства согласно п. 1 ст. 55.34 Градостроительного кодекса РФ. Передаваться могут в том числе вложения, сформированные на этапе разработки проектно-сметной документации, когда строительство еще не началось, или вложения в объект, строительство которого еще не завершено, при этом передаваемый объект не включен в соответствующий реестр. Все эти нюансы учтены при корректировке названий кодов статуса объекта. Приведем примеры изменений в наименования кодов статусов объекта:

Действующая редакция Инструкций № 191н и 33н Положения, предусмотренные проектами изменений

21 – передача объекта незавершенного строительства в собственность иному публично-правовому образованию;

21 – передача объекта капитального строительства в собственность иному публично-правовому образованию

25 – приватизация (продажа) объекта незавершенного строительства

25 – приватизация (продажа) объекта капитального строительства
31 – строительство объекта приостановлено без консервации 31 – строительство объекта приостановлено без консервации и без записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве собственности на объект незавершенного строительства
43 – наличие записи в ЕГРН о праве собственности на объект незавершенного строительства

 

Еще одно изменение касается графы 13 "Год начала реализации инвестиционного проекта". При формировании отчетности за 2022 год данную графу заполнять не требовалось. Но такое послабление продлилось недолго – уже в отчетности за 2023 год согласно проекту опять придется заполнять данную графу. Вот только показатель в ней другой. Теперь это год фактического начала строительства, а не год начала реализации инвестпроекта, который наступает, как правило, раньше строительства – в частности, еще на этапе вложений в разработку проектно-сметной документации.

4

Новые таблицы в составе Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760).

Еще одно изменение очень важно и является помощником для всех бухгалтеров. Не секрет, что текстовую часть Пояснительной записки мы формируем в последнюю очередь, когда сил уже не осталось, а время "поджимает". И зачастую бухгалтеры просто забывают отразить в ней все существенные моменты, которые "разбросаны" по другим пунктам Инструкций, касающихся правил формирования отчетных форм. В частности, информацию, отраженную в отчетных формах по коду "иные причины", необходимо раскрыть в текстовой части Пояснительной записки. Специалисты финансового ведомства постарались собрать такие нормы и структурировать их в таблицы. Формирование новых таблиц предусмотрено начиная с отчетности за 2023 год.

Запланировано добавить следующие новые таблицы в составе Пояснительной записки (ф. 0503160, ф. 0503760):

Новые таблицы в составе Пояснительной записки
(ф. 0503160)
Новые таблицы в составе Пояснительной записки к Балансу учреждения
(ф. 0503760)
Какую информацию раскрываем

Таблица 11 "Иная существенная информация по разделу 1 "Организационная структура субъекта бюджетной отчетности"

Таблица 7 "Иная существенная информация по разделу 1 "Организационная структура учреждения"

  • изменение состава полномочий;
  • передача полномочий по ведению бухгалтерского/бюджетного учета иному учреждению (централизованной бухгалтерии), с указанием реквизитов правового основания: договора (соглашения), нормативного правового акта
Таблица 12 "Иная существенная информация по разделу 2 "Результаты деятельности субъекта бюджетной отчетности" Таблица 8 "Иная существенная информация по разделу 2 "Результаты деятельности учреждения" Техническое состояние, эффективность использования, обеспеченность субъекта отчетности и его структурных подразделений (обособленных подразделений) основными фондами
Таблица 13 "Иная существенная информация по разделу 3 "Анализ отчета об исполнении бюджета субъектом бюджетной отчетности" Таблица 9 "Иная существенная информация по разделу 3 "Анализ отчета об исполнении учреждением плана его деятельности" В Таблице 13 – пояснения к Сведениям (ф. 0503164) по коду причины 99 или при наличии нескольких причин одновременно.

В Таблице 9 – пояснения к Сведениям (ф. 0503766) по коду причины 99

Таблица 15 "Иная существенная информация по разделу 4 "Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности" Таблица 10 "Иная существенная информация по разделу 4 "Анализ показателей отчетности учреждения"

Иные причины возникновения просроченной задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769).

Причины увеличения просроченной задолженности по сравнению с аналогичным показателем прошлого года.

Иные причины в Сведениях (ф. 0503173, ф. 0503773).

Иные причины в Сведениях (ф. 0503175, ф. 0503775).

Иной статус и иное основание выбытия в Сведениях (ф. 0503190, ф. 0503790).

Таблица 14 "Иная существенная информация по разделу 5 "Прочие вопросы деятельности субъекта бюджетной отчетности" х Реквизиты правового акта о проведении годовой инвентаризации.

Перечень форм отчетности, не включенных в состав отчетности ввиду отсутствия числовых показателей.

Корреспонденция счетов, утвержденная субъектом учета.

 

Отметим, что приведенный перечень сведений, которые следует отразить в новых таблицах, далеко не полный. Состав показателей намного шире и имеет отличия в зависимости от того, как отчетность формируется: бюджетная или бухгалтерская.

Вопрос, который возникает, глядя на указанные таблицы, - как субъекту консолидированной отчетности сформировать их свод? Исходя из содержания новых таблиц, данная информация важна не только учредителю / ГРБС, но и финоргану, а также контрольно-счетным органам и иным пользователям отчетности. А потому надеяться на появление нормы, что данные таблицы не будут формироваться в составе сводной Пояснительной записки, не приходится. Вместе с тем на сегодняшний день в проектах приказов нет указаний на особые правила формирования сводных таблиц. Отметим, что для приложений, которые входят в состав Пояснительной записки, существует особое правило: в части граф, не выделенных в формах приложений жирной линией, а также сводной информации, отражаемой в Пояснительной записке, формирование сводной информации осуществляется путем анализа, обобщения и формирования показателей, оказавших существенное влияние и характеризующих результаты деятельности субъекта отчетности за отчетный период. В отличие от приложений, для таблиц, которые входят в состав Пояснительной записки, такое правило Инструкциями по отчетности не установлено. Но поскольку речь идет о проектах приказов, которые еще проходят публичное обсуждение, не будем спешить с выводами и дождемся окончательного варианта.

_____________________________

1 С текстами проектов приказов Минфина России "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 191н" и "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденную приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. № 33н" можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (ID: 02/08-23/00141190 и 01/02/08-23/00141154). 

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Контракт с единственным контрагентом: доверяй, но проверяй!

Контракт с единственным контрагентом: доверяй, но проверяй!

Судьи согласились с выводами ревизоров, что проверять нужно не только тех, с кем будет заключен контракт, но и тех, от кого получены коммерческие предложения.

Возможна ли оплата договора по заправке огнетушителей за счет средств ОМС?

Возможна ли оплата договора по заправке огнетушителей за счет средств ОМС?

Эксперты компании "Гарант" ответили на этот вопрос во втором выпуске "Копилки экспертных советов".

8 новшеств, вступающих в силу 1 сентября 2023 года: о чем нужно знать бухгалтеру бюджетной сферы

8 новшеств, вступающих в силу 1 сентября 2023 года: о чем нужно знать бухгалтеру бюджетной сферы

В нашем материале расскажем о самых главных новшествах, которые нужно оперативно учесть в работе.

Опять 225! Или 223?.. Непростой выбор КОСГУ для платежей по имуществу в МКД

Опять 225! Или 223?.. Непростой выбор КОСГУ для платежей по имуществу в МКД

Так, оплату коммунальных услуг, потребленных при содержании квартир и нежилых помещений, следует отражать по КОСГУ 223, а расходы по коммуналке, потребленной при использовании и содержании общего имущества в МКД, – по КОСГУ 225.