В ПДД планируют закрепить понятие "средняя скорость движения транспортного средства"
© everyonensk / Фотобанк Фотодженика |
Понятие "средняя скорость движения транспортного средства" и требование о необходимости ее соблюдения могут появиться в Правилах дорожного движения РФ с 1 марта 2024 года. Соответствующий проект поправок к ПДД подготовлен Минтрансом России. В настоящее время он проходит процедуру публичного обсуждения и антикоррупционной экспертизы на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 02/07/08-23/00140949) (Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации").
Как следует из проекта, под средней скоростью движения транспортного средства будет пониматься значение, равное отношению длины участка дороги с установленным ограничением скорости движения транспортных средств, ко времени, затраченному транспортным средством на преодоление данного участка. А в п. 10.1 ПДД, согласно проекту, будет предусмотрена обязанность не превышать в том числе и среднюю скорость движения.
В сопроводительных материалах (сводном отчете) к рассматриваемому проекту отмечается, что регламентирование термина "средняя скорость" в ПДД позволит в дальнейшем закрепить в законодательстве возможность привлечения к административной ответственности на основании данных о средней скорости движения транспортных средств, полученных от работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения. Принцип же измерения скорости с использованием зонального контроля на протяженных участках дорог уже определен в соответствующем постановлении Правительства РФ.
Напомним, что ранее существовала практика привлечения к ответственности по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ за превышение так называемой средней скорости движения транспортного средства на основании данных, полученных с помощью специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Однако позднее, с учетом позиции Верховного Суда РФ (указавшего, что административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, не является длящимся, в связи с чем в постановлении об АП должно содержаться точное время его совершения; указание отдельного участка автодороги в качестве места совершения административного правонарушения является недопустимым, в том числе с учетом того, что на данный участок может распространяться юрисдикция разных судов), Госавтоинспекция отказалась от подобной практики до законодательного урегулирования этого вопроса (см. письма Генеральной прокуратуры РФ от 30 августа 2021 г. № 22-350-2016/Он-51724-21, МВД России от 7 октября 2021 г. № 3/217721644394).