МВД России предлагает разрешить исследование цифровых доказательств в рамках оперативно-розыскных мероприятий
© Best3d / Фотобанк Фотодженика |
Законопроект1 с поправками в ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее – Закон № 144-ФЗ) был представлен на общественное обсуждение 14 августа 2023 года. Разработчиком проекта является МВД России. Документ может быть внесен в Госдуму Правительством РФ.
Инициатор предлагает дополнить п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона № 144-ФЗ и разрешить при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводить исследование не только предметов и документов, но и информации, в том числе той, которая содержится в технологических системах ее передачи, включая Интернет.
Цель законопроекта – законодательное введение возможности оперативного исследования (во внесудебном порядке) цифровых доказательств на предмет установления следов преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий и закрепления их в качестве вещественных доказательств по уголовным делам.
Как отмечается в пояснительной записке, в последнее время широкое распространение получили преступления, совершаемые с использованием банковских карт, сети Интернет, средств мобильной связи и компьютерной техники. В целях сокрытия следов преступления преступники зачастую используют программное обеспечение, ВПН-сервисы, СИП-телефонию (звонки через Интернет с помощью протокола SIP). По итогам 2022 года в России выявлено более 522 тыс. таких преступлений (22% от общего количества противоправных деяний). При этом большая часть (71%) таких уголовных дел приостановлены, поскольку лица, причастные к совершению преступлений, не установлены. По словам МВД России, причина этого – отсутствие достаточных оперативных возможностей, в частности отсутствие возможности в режиме реального времени исследовать компьютерные данные (не только документы, но и технические данные о событии, времени, месте удаленного подключения к информационным ресурсам, оборудовании, о взаимодействии пользователя с информационными системами). В результате электронная информация, размещенная на удаленном сервере, может быть повреждена, искажена, уничтожена преступниками либо потеряет свою актуальность. Это, в свою очередь, приводит к утрате части доказательной базы.
Предполагается, что принятие законопроекта решит эту проблему.
Стоит отметить, в соответствии с п. 1 ст. 63 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, иных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи. Ограничение этого права допускается только в случаях, предусмотренных федеральными законами. Например, согласно п. 4 ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на территории, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, допускается ведение контроля телефонных переговоров, иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения террористических актов. Таким образом, переписка, телефонные переговоры и иные сообщения не будут подпадать под действие законопроекта.
Общественное обсуждение продлится до 28 августа 2023 года. Этап независимой антикоррупционной экспертизы пройдет с 14 до 20 августа 2023 года. В случае принятия законопроекта он вступит в силу по истечении 10 дней после официального опубликования.
_____________________________
1 С текстом законопроекта "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 01/05/08-23/00140881).