Утверждены правила проведения пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования
© VisualGeneration / Фотобанк Фотодженика |
Соответствующий документ подписал Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин (постановление Правительства от 9 августа 2023 г. № 1302).
Напомним, указ Президента РФ, которым было утверждено начало пилотного проекта, был опубликован 12 мая 2023 года (указ Президента РФ от 12 мая 2023 г. № 343 "О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования").
В проекте примут участие шесть вузов. Он начнется 1 сентября 2023 года и продлится три учебных года (2023/24, 2024/25 и 2025/26). Постановлением Правительства РФ определены правила, по которым участники пилотного проекта будут осуществлять образовательную деятельность по программам базового и специализированного высшего образования, а также профессионального образования (аспирантура).
Так, устанавливается, что для получения базового высшего образования абитуриенту необходимо будет представить документ о среднем общем образовании или среднем профессиональном образовании и о квалификации или документ о высшем образовании и о квалификации. На программы специализированного высшего образования смогут поступить лица, имеющие высшее образование, и одну из следующих квалификаций: "бакалавр", "специалист", "дипломированный специалист".
В случае успешной сдачи государственной итоговой аттестации выпускникам будут выдаваться документы об образовании или о квалификации, образцы которых будут установлены вузами-участниками по согласованию с Минобрнауки России. Также вузами самостоятельно будут определяться образовательные стандарты обучения и перечень вступительных испытаний при приеме (кроме экзамена по русскому языку, который является обязательным).
Кроме того, Правительством РФ определен перечень специальностей, по которым будет осуществляться подготовка. В списке их более ста, в том числе:
- гидрогеология и землеустройство;
- машиностроение и транспорт;
- фотоника и приборостроение;
- информационные и химические технологии;
- авиастроение, ракетные комплексы и космонавтика;
- юриспруденция и другие.
Документом также определены критерии эффективности образовательного процесса. К ним относятся:
- качество приема на обучение (средний балл ЕГЭ и ДВИ студентов, доля победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников и студенческих олимпиад и конкурсов среди студентов, средний балл вступительных испытаний обучающихся, доля обучающихся, имеющих базовое высшее образование, сходное профилю программы специализированного высшего образования или имеющих опыт трудовой деятельности по профилю программы специализированного высшего образования и другое);
- вовлеченность работодателей в образовательный процесс;
- уровень удовлетворенности обучающихся и научно-педагогических работников (по результатам социологических исследований).