Закон о блогерах: предложения по правовому регулированию блогосферы
© Vadymvdrobot / Фотобанк Фотодженика |
В современном обществе на фоне активного развития цифровых технологий и появления новых форм интернет-коммуникации стремительно развивается и блогосфера. Сегодня ее роль в медиапространстве уже сравнима с ролью традиционных СМИ, представляемых профессиональными журналистами, а по уровню интереса пользователей и уровню влияния на общественные настроения – порой обгоняет последних. Но несмотря на возрастающее значение деятельности блогеров в интернет-пространстве в настоящее время сохраняется правовой вакуум в этой области.
Напомним, ранее государство уже предпринимало попытку урегулировать деятельность блогеров на законодательном уровне. Так, в 2014 году были утверждены поправки в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в числе которых была и отдельная статья, закрепляющая особенности распространения блогером общедоступной информации (Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ). В частности, на владельцев сайта или страницы сайта в Интернете, доступ к которым в течение суток составляет более 3 тыс. пользователей, возлагались некоторые обязанности – например, не допускать использование блога в целях совершения преступлений, для разглашения государственной или иной охраняемой законом тайны, для размещения экстремистских и других запрещенных материалов, проверять достоверность размещаемой информации и незамедлительно удалять недостоверные данные. Кроме того, предписывалось учитывать требования законодательства о референдуме и выборах, о порядке распространения массовой информации, а также соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.
При каких условиях обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера не относится к рекламе? Разъяснения ФАС России по этому вопросу можно найти в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступВместе с тем запрещалось распространять информацию о частной жизни граждан с нарушением гражданского законодательства. Помимо обязанностей, были прописаны и права блогеров – на свободный поиск, получение, передачу и распространение информации любым допустимым способом, на изложение личных суждений и оценок с указанием своего имени или псевдонима, на размещение материалов других пользователей, если это не противоречит законодательству, а также на распространение на возмездной основе рекламы.
Но эти поправки оказались нежизнеспособными и в середине 2017 года были отменены.
Однако проблемы в этой области по-прежнему остаются – количество подписчиков популярных блогеров измеряется миллионами, а их деятельность никак не регламентируется, хотя контент часто бывает деструктивным. Поэтому и законодатели, и общественники, да и представители блогосферы, которые готовы работать в правовом поле, заинтересованы в проработке новых поправок в законодательство, регулирующих деятельность блогеров.
20 июля 2023 года на площадке Общественной палаты РФ состоялся круглый стол на тему "Закон о блогерах — каким ему быть?" при участии всех заинтересованных сторон – представителей парламентского, экспертного, журналистского и блогерского сообществ.
Инициатива по обсуждению проблем блогосферы и формированию ключевых точек для проработки новых поправок исходила от парламентариев. К слову, депутатами Госдумы уже проведена подготовительная работа в этом направлении – как отметила Первый заместитель председателя комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, представители нижней палаты парламента уже направили письма в адрес Росстандарта и Минэкономразвития России по вопросам выделения отдельного ОКВЭД для блогеров, также прошла встреча Первого заместителя Руководителя Администрации Президента РФ Сергея Кириенко с Ассоциацией блогеров и агентств. И хоть окончательного, подготовленного для внесения в Госдуму, текста законопроекта пока нет, но активная работа в этом направлении уже ведется, и отправные положения обсуждаются и прорабатываются.
Член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, Директор Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина подчеркнула, что у экспертного сообщества пока нет однозначной позиции по рассматриваемому вопросу, но понимание значимости этого вопроса и необходимости его решения уже очевидна. Она подтверждается, в частности, тем, что на рынке блогосферы появляются все новые и новые игроки, которых уже можно классифицировать в отдельные группы. По признаку распространяемого контента условно выделены как минимум 11 групп блогеров:
- те, кто распространяет познавательный контент, представляет позитивную повестку;
- новостные ресурсы, крупные медиаресурсы в социальных сетях;
- развлекательные ресурсы, приближенные к новостным;
- блогеры, которые несут определенную социальную нагрузку, совершают определенные социальные действия и решают вопросы, возникающие в государстве и обществе (например, группы зоозащитников);
- блогеры, контент которых нацелен на продажу товаров, в том числе производимых ими самими, или оказание отдельных услуг;
- личные блоги, рассказывающие о конкретных персонах;
- блогеры, транслирующие деструктивный развлекательный контент;
- инфомошенники;
- блогеры с опасным контентом (так называемые треш-стримеры), рекламой запрещенных товаров (наркоблогеры, блогеры, рекламирующие казино, и т. п.);
- группы преступного характера, целенаправленно занимающиеся вовлечением детей, молодежи в осуществление диверсий, экстремистской деятельности;
- блогеры, которые уехали из России, но продолжают осуществлять блогерскую деятельность на территории нашей страны.
И, по мнению Мизулиной, в правовом регулировании необходим дифференцированный подход по отношению к разным категориям блогеров. Спикер добавила, что применительно к деструктивному контенту многое в законодательстве уже урегулировано, но по-прежнему остается открытым вопрос о практической реализации действующих норм – пока и здесь есть проблемы, о чем свидетельствует возрастающее количество обращений граждан о нарушениях.
Между тем Президент Ассоциации блогеров и агентств Татьяна Иванова обратила внимание на сам рынок блогосферы и напомнила, что этот рынок представлен не только самими блогерами (физлицами, ИП и самозанятыми), но и агентствами, обслуживающими рынок блогеров, сервисами аналитики и проверки качества блогеров. Она поддержала идею саморегулирования рынка блогеров и отметила, что Ассоциация уже проводит аналитическую работу – в части создания карты рынка и формирования черных списков нарушителей бизнес-этики.
Председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн тоже считает правильным отталкиваться от опыта саморегулирования. Также он поддерживает идею введения отдельного кода ОКВЭД для блогеров, поскольку такая деятельность чаще всего носит экономический подтекст и связана с извлечением прибыли. Но это должно коснуться именно тех блогеров, которые занимаются соответствующей деятельностью на платной основе и кто извлекает от нее прибыль, считает он. По словам депутата, большинство из представителей профессионального сообщества – журналистов, работников СМИ не считают необходимым ставить знак равенства между журналистами и блогерами. "Это не означает, что блогеры хуже, а журналисты лучше, кто-то – первый сорт, а кто-то – второй. Нет, это говорит лишь о том, что журналистика – это профессия, которой надо учиться, которая требует определенных профессиональных требований, а блогером может стать любой человек, у которого в руках есть устройство – мобильное или стационарное, позволяющее выйти в Интернет", – отметил парламентарий.
В ходе мероприятия спикеры выделили ряд ключевых проблем правового регулирования деятельности блогеров, в числе которых:
- отсутствие в российском законодательстве самого понятия "блогер" и четких критериев для отнесения к этой категории;
- отсутствие отдельного ОКВЭД для блогеров (как физлиц, так и юрлиц);
- невозможность регулирования деятельности блогеров, работающих на иностранных платформах;
- отсутствие ответственности блогеров за тот контент, который они распространяют;
- высокий уровень инфомошенничества в блогосфере и т. д.
В числе поправок, которые, по мнению участников мероприятия, должны быть положены в основу нового закона о блогерах:
- законодательное закрепление понятия "блогер" и установление четких критериев для отнесения к этой категории (в качестве таких критериев Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по просвещению и воспитанию Армен Гаспарян предложил рассматривать не только количество пользователей и среднемесячную аудиторию, но и вовлеченность аудитории, индекс цитирования и т. п.);
- обеспечение технологического суверенитета – все технические средства и ресурсы должны располагаться на территории Российской Федерации;
- создание в структуре МВД России специальных подразделений, которые будут следить за Интернетом, и недопустимость перекладывания ответственности за регулирование в этой сфере на общественные организации;
- возможность добровольной регистрации блогеров в качестве СМИ, которая позволит им аккредитовываться на официальные мероприятия, направлять запросы в госорганы и т. п.;
- повышение уровня ответственности за информацию, распространяемую блогерами, в том числе за счет введения ответственности за распространяемый контент – причем независимо от того, зарегистрирован блогер или нет;
- установление полного запрета треш-контента и т. д.
Также высказывались идеи о признании Интернета общественным публичным местом, о жестком контроле над контентом военных блогеров, которые зачастую в режиме реального времени распространяют информацию, полезную для врагов (в том числе для разрушения объектов критически важной инфраструктуры). Звучали тезисы об автоматизации процесса – чтобы блогер, набирающий определенное количество подписок, своевременно узнавал, что он перешел на новый уровень и должен начать соблюдать определенные требования. По мнению общественников, необходимо обучать блогеров – без обучения нельзя давать права и разрешать генерировать контент. Также обсуждались такие меры поощрения перехода в правовое поле, как возможность открыть доступ блогерам к конкурсным процедурам, грантам, участию в престижных мероприятиях. Наконец, говорилось и о том, что госкорпорации не должны поддерживать антигосударственных блогеров, а это возможно при условии жесткого контроля распространяемого контента.
В круглом столе приняли участие и представители блогосферы. Так, блогер Станислав Васильев предложил начать регулирование блогосферы с постепенной блокировки YouTube, после чего перейти к развитию своих платформ. С этой идеей согласился модератор дискуссии, Председатель комиссии ОП РФ Рифат Сабитов, – при этом он добавил, что прежде чем что-то запрещать, нужно создать что-то свое.
"Интернет в настоящий момент для блогеров – это высокотехнологичный инструмент для распространения слухов, а в большинстве случаев – откровенной, идеологически окрашенной лжи", – подчеркнул Член Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций, блогер, журналист Дмитрий Пучков. Он считает, что старый закон о блогерах не работал потому, что в него были заложены стандарты для консервативных медиа (условно – для газет), а все блогеры уже давно перешагнули эту отметку.
В свою очередь, Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьёв отметил, что блогеры хотят иметь права журналистов, но не желают иметь их обязанности. Он видит большую проблему в том, что блогеры чаще всего транслируют информацию, достоверность которой они не проверяют. "Нужно очень четко разделить эту массу блогеров на тех, кто занимается "развлекаловкой", и тех, кто занимается информационным контентом. Во-первых, нужно четко разобраться, кого считать блогерами, во-вторых, нужно тем из них, которые занимаются информационной повесткой, зарегистрироваться как СМИ", – подчеркнул спикер, добавив, что необходимо внимательно изучить все, что предлагает законодатель для создания закона о блогерах.
Участники мероприятия обсудили экономическую и политико-идеологическую составляющие деятельности блогеров. Но большее внимание уделили второй составляющей, так как контент блогеров сегодня очень сильно влияет и на общественные настроения, и на экономику, и на политику, и на все остальные сферы жизни общества. "Это и влияние на молодые умы, и на общественное сознание, и на текущую жизнь, и на СВО, и на выборы разных уровней. И не учитывать влияние блогерского сообщества на все эти процессы было бы неправильно", – подчеркнул модератор дискуссии.
Обсуждение необходимости принятия отдельного закона, регулирующего деятельность блогеров в России, или внесения соответствующих поправок в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I "О средствах массовой информации" и другие НПА ведутся на протяжении долгих лет. Законодательные инициативы по рассматриваемым вопросам с регулярной периодичностью – раз в полгода / год поступают в Госдуму. Но многие законодатели относятся к ним с осторожностью. "Если это не попытка хайпа и популизма, то эту тему надо самым глубоким образом обсуждать, прорабатывать и делать это спокойно, вместе со всеми заинтересованными сторонами, потому что самое последнее – это принять норму, которая не будет реализовываться", – подытожил Александр Хинштейн.
Несмотря на то что некоторые участники круглого стола считают, что в ближайшее время не удастся найти такое законодательное решение, которое устроит все стороны, – такой точки зрения придерживается, например, Первый заместитель председателя комиссии ОП РФ, Президент Фонда развития новых медиа Александр Малькевич, эту тему намерены прорабатывать и дальше. Однако внести законопроект о блогерах в Госдуму планируется только после его широкого общественного обсуждения, в том числе на площадках ОП РФ, и после проведения парламентских слушаний в нижней палате парламента.
Ожидается, что новый законопроект, в первую очередь, решит вопросы борьбы с опасным контентом и мошенничеством, экономические вопросы, связанные с уплатой налогов, идеологические и политические вопросы влияния и воздействия на потребителей интернет-контента. А в конечном итоге изменения будут направлены на обеспечение безопасности государства.