Корректировка учетной политики – 2023: как, когда, зачем и почему
© JoPanuwatD / Фотобанк Фотодженика |
Один из случаев, когда Закон № 402-ФЗ о бухгалтерском учете и Стандарт "Учетная политика..." позволяют корректировать учетную политику (УП), – изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и / или отраслевыми стандартами. В текущем году Минфин обновил все Инструкции по бухучету, а значит, нужно актуализировать положения учетной политики - 2023.
Мы уже презентовали вам подробную памятку об изменениях, которые необходимо учесть при актуализации учетной политики - 2023. Однако многие бухгалтеры в этой связи задаются задаются не только вопросом "какие корректировки внести", но и:
- каким числом нужно издавать приказ о внесении изменений в учетную политику;
- можно ли не вносить изменения сейчас, а все новшества прописать в учетной политике, которая начнет действовать с 1 января 2024 г.?
Ответим и на эти вопросы.
Дата приказа об утверждении новой редакции УП
Она зависит в том числе от существующего в учреждении порядка делопроизводства и регистрации локальных актов – не у всех и не всегда существует возможность зарегистрировать приказ "задним" числом.
Приказ о внесении изменений и дополнений в УП в течение года оформляется текущей датой. Важный момент! Недопустимо оформлять приказ 1 января 2023 года – основание для внесения изменений (т.е. обновление Инструкций) не может наступить позднее даты приказа учреждения.
Изменения в Инструкцию № 157н (приказ Минфина России от 21 декабря 2022 г. № 192н) вступили в силу 23 апреля 2023 г. Значит, дата приказа о внесении изменений в УП должна быть после 23 апреля и максимально приближена к ней.
Еще одна дата, которая может служить ориентиром для утверждения изменений в УП, – вступление в силу приказов о внесении изменений в Инструкции по учету № 162н, 174н, 183н – это 12 июня для КУ и БУ, и 17 июня для АУ.
Корректируем УП-2023 или начинаем "жить по-новому" с 2024 года?
Несмотря на то, что приказ об утверждении новой редакции УП будет издан учреждением в апреле-мае 2023 года (или чуть позже), непосредственно изменения и новая редакция локального акта будут распространяться на ведение учета с 1 января 2023 года – именно с указанной даты применяются положения Приказа № 192н. Кстати, в разработанной нашими экспертами рекомендуемой форме приказа о внесении изменений в УП предусмотрена соответствующая позиция.
Поскольку учетная политика применяется последовательно в течение года, если иное не обусловлено причинами таких изменений (например, вы разработали новую форму документа, или появились новые операции, ранее не отражавшиеся), то внести изменения в конце года возможно. Но в нынешнем случае новая редакция УП должна применяться именно с 1 января 2023 г. Ведь предполагается, что сотрудники пользуются действующей на момент совершения операций редакцией УП – исполняют требования нормативного акта учреждения. Поэтому при внесении изменений в учетную политику в конце года следует оценить ранее отраженные операции и при необходимости привести в соответствие с новой редакцией УП способы / методы и корреспонденции, которые были отражены в течение года. Например, если в учетной политике в конце 2023 года появятся нетиповые проводки, их следует применять с начала 2024 года. Иначе нарушается принцип сопоставимости учетных данных. А значит, необходимо проверить все подобные операции с начала года и при необходимости внести исправления.
Еще раз обращаем внимание: есть обязательные случаи внесения изменений в УП. Изменения в Инструкции по учету как раз такой случай. Как минимум, в соответствие с новой редакцией Инструкции по учету соответствующего типа учреждения необходимо привести Рабочий план счетов. Кроме того, не исключено, что в УП учреждения могут содержаться нормы, которые противоречат новым положениям Инструкций по учету – их тоже нужно выявить и немедленно исключить.
Подытожим вышесказанное: в чем разница между учреждениями, которые вносят изменения в течение года, и теми, кто делает это один раз в конце года?
Первые пользуются актуальным локальным документом, который соответствует требованиям действующего законодательства и не содержит норм, противоречащих нормативным правовым актам, регулирующим ведение бухгалтерского учета . Вторые же в течение года либо не исполняют положения своего локального акта, либо нарушают требования нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета – если речь идет об изменениях, которые необходимо применять начиная с 1 января текущего года.
Примите к сведению: согласно Классификатору нарушений органы казначейства в ходе проверок могут зафиксировать в качестве такового как собственно отсутствие учетной политики, так и нарушение требований по ее оформлению. За такие нарушения административной ответственности не предусмотрено. Вместе с тем, отсутствие учетной политики или ее "неполноценность" увеличивает риски привлечения к ответственности по ст. 15.15.6 КоАП. Могут последовать и иные меры ответственности, например, привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц учреждения.
Кроме того, УП является нормативным актом учреждения. Соответственно, положения, изложенные в УП, нужно строго выполнять. Невыполнение требований нормативного акта, пусть даже локального, – все равно нарушение, которое также могут зафиксировать ревизоры.