Новости и аналитика Новости ВС РФ: законодательство не обязывает собственников медицинских отходов класса "А" заключать договор с оператором по обращению с ТКО

ВС РФ: законодательство не обязывает собственников медицинских отходов класса "А" заключать договор с оператором по обращению с ТКО

ВС РФ: действующее законодательство не обязывает собственников медицинских отходов класса "А" заключать договор с оператором по обращению с ТКО
© diy13@ya.ru / Фотобанк Фотодженика

Больница и региональный оператор по обращению с ТКО не смогли урегулировать разногласия по договору на оказание услуг по обращению с ТКО - оператор требовал включить в приложение к договору объекты, на которых образуются медицинские отходы класса "А", а сами эти отходы - в объем ТКО. Больница указывала, что медотходы класса "А" нельзя приравнять к ТКО, к тому же, на вывоз этих медотходов больница уже заключила отдельный договор с третьим лицом.

Три судебных инстанции сочли, что прав региональный оператор:

  • медотходы класса "А" по своему составу приближены к ТКО;
  • действие Закона № 89-ФЗ распространяется на медотходы класса "А";
  • иного порядка по обращению с медотходами класса "А" санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ не установлено;
  • к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются нормы законодательства, регулирующие заключение договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

Тройка судей СК ЭС ВС РФ вернула дело на пересмотр:

  • суды, сославшись подп. 157158 СанПиН 2.1.3684-21, привели характеристику морфологического состава медотходов класса "А" и, исходя из того, что медотходы класса "А" - это эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТКО, к ним применяются требования Санитарных правил, предъявляемые к обращению с ТКО, сделали вывод о том, что и к обращению с медицинскими отходами класса "А" применяются нормы законодательства, связанные с заключением договора с региональным оператором по обращению с ТКО;
  • между тем п. 2 ст. 2 Закона № 89-ФЗ установлено, что отношения в области обращения с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством РФ. Таким образом, в настоящее время деятельность по обращению с медицинскими отходами выведена из сферы действия законодательства об отходах производства и потребления;
  • в Законе об основах охраны здоровья граждан учтена потенциальная опасность воздействия медицинских отходов. Согласно п. 3 ст. 49 данного Закона медотходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • анализ Санитарных правил (в частности, подп. 16170171193200201203204 и 244 СанПиН 2.1.3684-21) показывает, что положениями правил установлены особенности обращения с медицинскими отходами класса "А" по сравнению с ТКО по вопросам их сбора, хранения, размещения и транспортирования; оборудования и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами; дезинфекции, мойки и дезинсекции транспортных средств и контейнеров; порядка утверждения схемы обращения с медицинскими отходами и обращения с ними в соответствии с этой схемой. Таким образом, действующие Санитарные правила содержат положения, разграничивающие порядок обращения с медицинскими отходами класса "А" и с ТКО;
  • в п. 14 Правил № 1156 закреплен прямой запрет на складирование в контейнерах медицинских отходов;
  • несмотря на то, что медотходы класса "А" приближены по составу к ТКО, из приведенных норм и правил не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО, в связи с чем вывод судов о распространении действия Закона № 89-ФЗ на медицинские отходы класса "А" является неверным;
  • кроме того, суды, делая вывод о применении к обращению с медотходами класса "А" норм законодательства, связанных с заключением договора с региональным оператором по обращению с ТКО, не учли, что на момент возникновения разногласий при заключении такого договора больница путем проведения закупок уже заключила договор на вывоз медицинских отходов класса "А" с третьим лицом, а также не исследовали и не оценили доводы больницы и третьего лица об исполнении этого договора;
  • анализ норм законодательства указывает на то, что в настоящее время действие норм Закона № 89-ФЗ не распространяется на отношения, связанные с обращением медицинских отходов класса "А", действующее законодательство не содержит норм о безусловной обязанности собственников медицинских отходов класса "А" заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. При этом ссылка регионального оператора на общедоступную информацию о законодательных инициативах, направленных на внесение изменений в п. 2 ст. 2 Закона № 89-ФЗ в части включения медицинских отходов в область его регулирования, лишь свидетельствует о том, что действующее в настоящее время законодательство не предусматривает регулирование отношений в сфере обращения с медицинскими отходами класса "А" нормами Закона № 89-ФЗ (Определение СКЭС Верховного Суда РФ от 25 мая 2023 г. № 309-ЭС22-25180).

Отметим, что буквально неделей раньше Верховный Суд РФ занял противоположную позицию: определением № 307-ЭС23-607 было отказано в пересмотре дела, в рамках которого оператор по обращению с ТКО взыскал со стоматологии задолженность по оплате услуг по обращению с ТКО. В рамках данного спора стоматология также ссылалась на то, что:

  • действие Закона № 89-ФЗ на медицинские отходы не распространяется;
  • несмотря на то, что медицинские отходы класса "А" по составу близки к ТКО, из норм законодательства не следует, что такие отходы должны квалифицироваться как ТКО;
  • собственники медицинских отходов класса "А" не обязаны заключать договор на оказание услуг по вывозу медицинских отходов с региональным оператором;
  • стоматология заключила договор с третьим лицом на вывоз данных отходов.

Документы по теме:

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Читайте также: