Планируемые поправки в НК РФ: налоговое администрирование
© AndrewLozovyi / Фотобанк Фотодженика |
Законопроект по реализации основных направлений налоговой политики, ранее отозванный на доработку (см. новость от 28 апреля 2023 г.), снова внесен в Госдуму. Среди планируемых изменений в области налогового администрирования разработчики проекта предлагают:
- наделить ФНС России полномочиями по утверждению порядка постановки (снятия) с учета лиц в налоговых органах, основания и порядок внесения изменений в данные учета, перечни необходимых для постановки на учет (снятия с учета) лиц в налоговых органах документов, формы таких документов, порядок их заполнения, направления и получения, а также полномочиями по определению особенностей учета крупнейших налогоплательщиков, в том числе установление критериев отнесения лиц к категории крупнейших налогоплательщиков;
- установить основания для учета в налоговых органах иностранных граждан, получающих доходы от вкладов в российских банках, процентная ставка по которым в течение всего налогового периода не превышает 1% годовых, и по счетам эскроу;
- изменить порядок получения сведений об адвокатах: вместо получения информации налоговыми органами от адвокатских палат субъектов РФ предусмотреть получение необходимой информации ФНС посредством комплексной информационной системы адвокатуры России;
- распространить внесудебный порядок обжалования на споры имущественного характера, возникающие в результате реализации актов налоговых органов, действий (бездействия) должностных лиц;
- внедрить возможность уведомления налогоплательщиком налогового органа о наделении отдельного лица полномочиями представителя налогоплательщика до вступления в налоговые правоотношения, что позволит отказаться от регулярного подтверждения уполномоченным представителем своих прав на представление интересов налогоплательщика;
- уточнить полномочия ФНС по определению форм, форматов, порядков направления документов, используемых при налоговом мониторинге (например, запроса о предоставлении мотивированного мнения налогового органа, отзыва указанного запроса);
- установить возможность возмещения НДС и акцизов участникам налогового мониторинга в общем порядке (в случае отказа от заявительного порядка);
- уточнить порядок предоставления доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение участника налогового мониторинга для осуществления осмотра в рамках налогового мониторинга;
- расширить применение ответственности, предусмотренной ст. 125 Налогового кодекса, за несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом при принятии налоговым органом обеспечительных мер в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ;
- предоставить налоговым органам возможность на частичную отмену (замену) принятой обеспечительной меры в случае частичного исполнения плательщиком решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (частичного исполнения лицом решения о взыскании обязательных платежей, регулируемых Кодексом, его частичной отмены в досудебном или судебном порядке);
- предоставить налоговым органам возможность применения обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и приостановления операций по счетам в банке в соответствии с установленной последовательностью их применения исходя из фактического наличия имущества плательщика, с учетом имеющейся у налогового органа информации;
- внедрить в налоговые правоотношения электронную банковскую гарантию при возмещении НДС, акцизов;
- усилить ответственность налогового агента за непредставление налогового расчета о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, уточнить обязанности налогового агента по уплате налога в случае выплаты дохода в адрес иностранной организации;
- скорректировать механизм пересчета суммы налога, исчисленной в иностранной валюте, в валюту РФ, установив в качестве момента, когда налоговые агенты обязаны осуществить пересчет по официальному курсу ЦБ РФ как дату выплаты дохода. В настоящий момент налоговые агенты осуществляют пересчет на дату уплаты налога.
Ранее мы уже рассмотрели основные планируемые поправки по НДФЛ, НДС и налогу на прибыль (Проект Федерального закона № 369931-8).