Новости и аналитика Новости Суд: тестовое задание на ЕГЭ по обществознанию может воспроизводить текст любого учебника из федерального перечня

Суд: тестовое задание на ЕГЭ по обществознанию может воспроизводить текст любого учебника из федерального перечня

Суд: тестовое задание на ЕГЭ по обществознанию может воспроизводить текст любого учебника из федерального перечня
© daisy-daisy / Фотобанк Фотодженика

Выпускник школы пытался оспорить результат ЕГЭ по обществознанию. На экзамене он не отметил в качестве характеристики постиндустриального общества следующее утверждение "В современном обществе формируется новый тип элиты – интеллектуальная, а затем коммуникативная". Оказывается, для получения высшего балла за задание эту характеристику тоже было необходимо отметить. Ученик сослался на то, что в учебниках, по которым он занимался, такой характеристики постиндустриального общества вовсе не было. А если этого не написано в учебниках, которые входят в Федеральный перечень учебников, – то от участников экзамена нельзя и требовать полного ответа на спорное задание, в противном случае нарушается их право на объективную оценку подготовки и возникают препятствия к осуществлению права на получение высшего образования. Следовательно, апелляция участника экзамена должна быть удовлетворена, и ему нужно добавить еще один балл за спорное задание .

Однако суд отказал в удовлетворении административного иска:

  • комплексы заданий стандартизированной формы (далее – КИМ) для проведения ГИА разрабатываются на основании федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования. Кроме того, при разработке заданий КИМ ЕГЭ принимается во внимание содержание примерной основной образовательной программы среднего общего образования и учебников из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. При этом следует отметить, что ФГОС не содержит конкретизации содержания основных образовательных программ;
  • по информации разработчиков спорного КИМ, приведенная формулировка одного из ответов в задании, "очевидно, реконструируется на основании содержания" того учебника, по которому готовился истец;
  • кроме того, разработка заданий КИМ осуществляется с учетом требований ФГОС и содержания учебников, включенных в федеральный перечень учебников. При разработке КИМ допускается использование любых учебников, включенных в федеральный перечень учебников. Включение учебника в федеральный перечень свидетельствует о том, что данный учебник прошел государственную экспертизу и полно представляет в содержании научные теории, составляющие основу современных научных знаний по учебному предмету. Анализ задания КИМ ЕГЭ по обществознанию показывает, что спорное задание разработано в соответствии с содержанием другого учебника, тоже включенного в федеральный перечень учебников и тоже корректно отражающего содержание научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету "Обществознание". Сравнение текста задания и текста учебника позволяет сделать вывод о том, что вариант ответа "формируется новый тип элиты – интеллектуальная, а затем и коммуникативная" дословно совпадают;
  • следовательно, при выполнении спорного задания участник экзамена должен был отметить данный пункт в качестве верного;
  • наконец, дословное совпадение текста элемента задания и содержание учебника дополнительно свидетельствует о корректности содержания задания КИМ ЕГЭ (Апелляционное определение СК по административным делам ВС Республики Хакасия от 15 марта 2023 г. по делу № 33а-622/2023).

Читайте также: