Конституция и укрепление российской государственности
"Изменения в Конституции не могли быть приняты раньше, но и затягивать с ними было нецелесообразно.
При том, что роль действующей Конституции в становлении обновленного российского государства невозможно переоценить, при том, что принципы конституционного устройства России доказали свою жизненность, с самого начала было ясно, что внесение изменений в Основной закон неизбежно.
Но если бы мы приступили к таким изменениям раньше, например, в 90-е годы, в период очевидной слабости нашего государства, то даже если б эти изменения были чисто технические, это поставило бы под сомнение и основополагающие конституционные положения. Раз начав процесс, его было бы трудно остановить. А желающих поменять Конституцию в ее основе тогда было довольно много. Это неизбежно породило бы политическое противостояние и могло бы и иметь самые негативные последствия. Вспомним начало 90-х годов, когда Верховный Совет менял Конституцию, чуть ли не на каждом заседании.
Пятнадцатилетняя выдержка Конституции в неизменном виде доказала ее жизненную силу, ее способность эффективно работать, удерживая страну сначала от развала, а затем, в 2000-е годы, обеспечивая ее подъем.
Государству, полностью восстановившему свою дееспособность, коррекция Основного закона не страшна. Теперь уже никто не сможет под благовидным предлогом совершенствования тех или иных статей конституции покуситься на основы конституционного строя. Предлагаемые изменения этих основ никак не затрагивают.
То, что эти изменения принимаются в первый год полномочий Президента и Государственной думы, свидетельствует о том, что они не конъюнктурные, не под надвигающиеся выборы, не под конкретные персоны. Они отвечают запросу российского общества на стабильность государственного и политического развития, на поддержание преемственности власти, которая обеспечивается, в том числе, разведением выборов Президента и федерального парламента по времени.
Общее одобрение поправок, продемонстрированное в ходе их обсуждения в Федеральном Собрании и в региональных законодательных органах, также говорит о том, что подобные изменения назрели.
Все это только способствует укреплению российской государственности.
Мы получили очень ценный опыт цивилизованного, продуманного, спокойного совершенствования нашего Основного закона, доказали действенность законодательных процедур, регламентирующих изменения Конституции. Думаю, что этот опыт еще не раз пригодится. Но часто его применять все же не следует. Лишь по мере созревания потребности на внесение тех или иных поправок. И лишь при условии согласия по этому вопросу политических, государственных, общественных институтов", - сказал С. Миронов.