Новости и аналитика Новости Продажа вейпов: новые законодательные ограничения
Популярно

Продажа вейпов: новые законодательные ограничения

Продажа вейпов: новые законодательные ограничения
© Mangust91 / Фотобанк Фотодженика

11 апреля 2023 года Госдума приняла в третьем чтении закон1, направленный на ужесточение правил оборота никотинсодержащей продукции и снижение последствий ее потребления в целях защиты жизни и здоровья россиян, особенно – детей и молодежи. Документ предусматривает поправки не только в Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (далее – Закон № 15-ФЗ), но и в федеральные законы от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе", от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".

Новые запреты и ограничения первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Сипягин и член Комитета Госдумы по охране здоровья Михаил Кизеев обсудили 12 апреля в ходе пресс-конференции о запрете вейпов для несовершеннолетних. В тот же день Госдума рассматривала еще несколько законопроектов, затрагивающих вопросы оборота никотинсодержащей продукции.

На ключевых моментах остановимся более подробно. 


Общие поправки

Нововведения коснутся законодательных терминов, содержащихся в Законе № 15-ФЗ. Во-первых, в нем появится официальное определение безникотиновой жидкости. К ней начнут относить любую жидкость без содержания никотина или с его минимальным содержанием менее 0,1 мг/мл, предназначенную для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина.

Как отметил Михаил Кизеев, многие продавцы использовали эту лазейку в законе и продавали те смеси, которые не содержали никотин, но в состав которых входили другие опасные вещества – различные красители, пищевые добавки, растительные метаболиты, препараты, используемые для борьбы с клещами, омывающие жидкости, освежители воздуха и т. д. А такая жидкость и ее влияние на организм человека не изучены ни сами по себе, ни в разрезе влияния на здоровье в измененном виде после прохождения через устройство. Он обратил внимание, что на этикетках современных электронных испарителей нет четкого состава, нет разрешительных документов с информацией о производстве, а только содержатся заманивающие покупателей надписи "без никотина", "со вкусом клубники", "с ароматизаторами" и т. п., якобы безвредными для организма. Появляющиеся новые изделия агрессивно продвигаются как "более безопасные", "вкусные" и "бездымные" альтернативы обычным сигаретам. Хотя данные медицинской статистики, говорящие о двукратном увеличении количества инфарктов у лиц, потребляющих вейпы (электронные системы доставки никотина), о повышении числа болезней легких, а также уже имеющиеся случаи смертельного исхода от потребления таких жидкостей доказывают обратное.

Во-вторых, изделия, содержащие безникотиновую жидкость, войдут в определение никотинсодержащей продукции, а приборы, используемые для получения безникотинового аэрозоля, – в перечень устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Соответственно, все действующие требования и ограничения для никотинсодержащей продукции будут распространены и на безникотиновую.

В-третьих, продавцам запретят продавать никотинсодержащую продукцию по цене ниже минимальной, порядок определения которой установит Правительство РФ. Цель законодателя – сделать так, чтобы карманных денег у детей не хватало на покупку вредных жидкостей и устройств для них, подчеркнули парламентарии. Также у кабинета министров появится право сформировать перечень веществ, добавление которых в продукцию, содержащую никотинсодержащую или безникотиновую жидкость, растворы никотина (в том числе жидкость для электронных средств доставки никотина), станет препятствием для ее выпуска в обращение. Речь идет о веществах и добавках, усиливающих никотиновую зависимость и повышающих привлекательность продукции. Через эти поправки реализованы задачи сделать данные средства менее доступными, в первую очередь для детей и молодежи, и минимизировать маркетинговый эффект привлекательности вейпов.

В случае одобрения закона Советом Федерации и подписания Президентом РФ предписания в части минимальной цены на никотинсодержащую продукцию и определения списка запрещенных к добавлению в ее состав веществ начнут действовать с 1 сентября текущего года. 


Ограничения торговли

Часть поправок касается установления дополнительных ограничений торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в части:

  • возможности их розничной продажи только в магазинах и павильонах – исключение предусмотрено для случаев отсутствия в населенном пункте магазинов и павильонов, когда допускается торговля указанной продукцией в других торговых объектах или развозная торговля;
  • запрета розничной торговли на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли при отсутствии в населенном пункте магазинов и павильонов.

Вместе с тем начнет действовать запрет на розничную продажу устройств для потребления никотинсодержащей продукции в торговом объекте с выкладкой и демонстрацией. По аналогии с табачной продукцией информацию о такой продукции нужно будет доводить до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня устройств для потребления никотинсодержащей продукции с указанием цены без использования графических изображений и рисунков. Демонстрация такого товара покупателю в торговом объекте будет осуществляться по его требованию после ознакомления с перечнем.

Согласно закону новые ограничения и запреты, касающиеся торговли устройствами для потребления никотинсодержащей продукции, начнут действовать с 1 июня 2023 года. 


Иные поправки

Остальные точечные корректировки внесены в другие статьи Закона № 15-ФЗ и в иные федеральные законы. В их числе:

  • установление запрета на применение скидок с цены устройств для потребления никотинсодержащей продукции любыми способами, включая издание купонов и талонов;
  • включение в сферу госконтроля (надзора) в области охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции контроля (надзора) за соблюдением установленных законом запретов и ограничений торговли табачной продукцией, табачными изделиями или никотинсодержащей продукцией, кальянами и устройствами для потребления никотинсодержащей продукции;
  • принятие органами государственной власти РФ мер по защите ребенка от рекламы устройств для потребления никотинсодержащей продукции;
  • запрета демонстрации процессов потребления никотинсодержащей продукции с использованием устройств для ее потребления в рекламе;
  • ограничения в части упоминания устройств для потребления никотинсодержащей продукции в информационной продукции для детей – такое упоминание без демонстрации устройств допускается при условии, что выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанной продукции – и то, если такое упоминание оправдано жанром или сюжетом информационной продукции, предназначенной для детей 12 лет и старше. 


Ответственность

Не заставил себя ждать и закон об усилении ответственности за нарушения, связанные с продажей табачной и никотинсодержащей продукции, – 13 апреля 2023 года Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях соответствующие поправки в КоАП2. Ими предусмотрено повышение штрафов:

  • для граждан за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции – с 1-2 тыс. руб. до 2-5 тыс. руб.;
  • для родителей или иных законных представителей, вовлекающих несовершеннолетнего в процесс потребления такой продукции, – с 2-3 тыс. руб. до 5-7 тыс. руб.

Одновременно увеличатся штрафы за продажу несовершеннолетнему табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, кальянов, устройств для потребления никотинсодержащей продукции. Они возрастут с 20-40 тыс. до 40-60 тыс. руб. для граждан, с 40-70 тыс. до 150-300 тыс. – для должностных лиц и со 150-300 тыс. до 400-600 тыс. руб. для организаций.

Отметим, соответствующие изменения были предложены ко второму чтению законопроекта, которым планируется ввести отдельную санкцию за нарушение установленных правил отпуска лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету, а именно – их отпуск без рецепта, если такие действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния. Согласно закону за такое нарушение грозит наказание в виде штрафа для должностных лиц в размере 10-20 тыс. руб. или дисквалификации на срок от полугода до года, для ИП – 50-100 тыс. руб., для юридических лиц – 150-200 тыс. руб. При этом уточнено, что в отношении фармацевтических работников, совершивших такое правонарушение, будут применяться санкции, аналогичные тем, что предусмотрены для должностных лиц.

Поскольку никаких особых сроков вступления в силу указанных поправок в законе не установлено, в случае одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ они начнут действовать через 10 дней после официального опубликования закона. 


Планируемые изменения и меры

В ходе мероприятия депутаты озвучили некоторые идеи, которые планируется реализовать, чтобы обновленный механизм ограничений заработал в полную силу. Помимо усиления ответственности за нарушения (речь шла не только об административных штрафах, но и об уголовной ответственности за повторные нарушения), депутаты говорили о необходимости реализации информационной кампании среди молодежи. Владимир Сипягин отметил, что когда речь идет о сигаретах, любой человек, даже курильщик, понимает, что это вредно, потому что долгие годы существует антитабачная пропаганда, на упаковках сигарет содержатся устрашающие картинки и предупредительные надписи о вреде курения. "Что такое вейп? – Что-то такое непонятное, дымит, пыхтит, запах приятный, упаковка хорошая и вроде даже слово есть "безникотиновая". Это влияет на то, что первым потребителем является молодежь", – заметил он, добавив, что здесь прослеживается обратный эффект – молодежь приобщается к курению и плавно переходит к последующему потреблению вейпов с более серьезными добавками, а затем – и табака, да и в целом приобщается к этой субкультуре. "Мы с одной стороны говорим о деньгах, которые потеряет наш бюджет в размере от 2 до 5 млрд руб., но не говорим о той колоссальной потере денег, которая последует за ухудшением здоровья нашей молодежи. А это ведь проецируется не на конкретное потребление в данный момент, а на многие годы вперед. А здесь красивые этикетки, красочные упаковки (вплоть до вейпов в форме пакетика детского сока), в которых, по сути, продается отрава, которая потом приведет к заболеваниям граждан России", – заключил парламентарий.

В свою очередь, Михаил Кизеев акцентировал внимание на важности разъяснительной работы – активных бесед со школьниками о вреде употребления никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей, о негативных последствиях для здоровья – с демонстрацией фотографий легких после курения и т. п., и в целом – популяризации здорового образа жизни. Предполагается осуществлять мероприятия, направленные на антипропаганду употребления никотинсодержащей и безникотиновой продукции, на ограничение доступности вейпов для молодежи – будут пресекать попытки бесплатной "дегустации" вейпов на выставках и т. п. К этой работе должны быть привлечены педагоги и родители, региональные власти и федеральные министерства – в первую очередь, Минздрав России, Миобрнауки России и Минпросвещения России.

Кроме того, поскольку в связи с ужесточением правил оборота устройств для потребления никотинсодержащей продукции ожидается рост рынка контрафактной продукции и нелегальных продаж, федеральные власти намерены выработать дополнительные меры контроля и реагирования на подобные нарушения (в частности, путем усиления таможенного контроля и повышения качества работы правоохранительных органов в этом направлении). Особое внимание будут уделять и интернет-продажам как одному из ключевых каналов реализации вейпов – напомним, законом запрещается дистанционная продажа устройств для потребления никотинсодержащей продукции.

В числе предполагаемых мер – также проведение всестороннего медицинского исследования вейпов, их состава и последствий потребления для организма не только курильщика, но и окружающих его людей. Результаты таких исследований будут доводиться через СМИ до населения. Остальные меры будут зависеть от правоприменения новых законодательных предписаний.

Парламентарии уверены, что комплекс этих мер в совокупности с совершенствованием законодательного регулирования даст свои положительные результаты. А, возможно, в будущем государство придет и к тому, чтобы полностью запретить вейпы, как это сделано во многих цивилизованных странах (в 32 странах действует полный запрет на вейпы, а в 79 – те или иные ограничения на их оборот). "Уверен, что через какое-то время можно будет спать спокойно. Кончено, эту махину продаж надо постепенно остановить, это нельзя делать одномоментно, это тяжело", – подчеркнул Владимир Сипягин, являющийся сторонником полного запрета подобных устройств.

К слову, на рассмотрении Госдумы находится законопроект "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства"3, который направлен на сокращение объемов нелегального производства и оборота табачной и никотинсодержащей продукции. Он предусматривает введение государственного регулирования производства и оборота табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства в России в рамках отдельного отраслевого закона с установлением специализированного контроля (надзора) в указанной сфере – по аналогии с системой госрегулирования и контроля алкогольного рынка. В частности, предлагается: установить требования к основному технологическому оборудованию для их производства путем введения обязанности по его обязательной госрегистрации; определить виды деятельности в сфере рынка табачной и никотинсодержащей продукции, осуществление которых подлежит лицензированию; сформировать список требований к учету объема производства и оборота табачной продукции, сырья, никотинсодержащей продукции и никотинового сырья и т. д.

Документ 12 апреля был принят в первом чтении. В случае его дальнейшего успешного прохождения в Госдуме, Совете Федерации и подписания главой государства новые нормы начнут действовать с 1 сентября текущего года, за исключением ряда положений, для которых установлены иные сроки. Однако его принятие потребует внесения корректировок и в другие федеральные акты, включая КоАП РФ и Уголовный кодекс.

Более того, инициативы, направленные на ограничение оборота никотинсодержащей продукции среди несовершеннолетних, поступают и от общественности. Так, в конце прошлой недели на портале Российских общественных инициатив появилась инициатива № 72Ф1045314, предусматривающая новый механизм отслеживания легальной продажи такой продукции с целью пресечения случаев, когда она приобретается совершеннолетними, а потом передается несовершеннолетним для потребления в целях обхода запрета ее продажи последним.

Авторы идеи предлагают сделать метку курильщика – на портале госуслуг формировать совершеннолетним гражданам индивидуальный QR-код, который нужно будет предъявлять продавцу при покупке никотинсодержащей продукции. В свою очередь, производители продукции должны будут указывать уникальный идентификатор на каждой единице товара. Когда человек захочет купить никотинсодержащую продукцию, он должен будет предъявить на кассе метку, товар привяжется к ней и будет понятно, кто его купил. Если товар в последующем будет передан несовершеннолетнему, то при изъятии станет понятно, кто его купил и передал, то есть кто совершил нарушение и должен понести наказание за него. Ожидается, что такая мера позволит обезопасить детей от потребления никотина и ухудшения их здоровья от такой пагубной привычки.

Голосование за общественную инициативу завершится 7 апреля 2024 года. Если она наберет 100 тыс. голосов в поддержку, то будет направлена в экспертную рабочую группу федерального уровня для принятия решения по ее реализации.


***

Как отметили депутаты в ходе пресс-конференции, принятые поправки – это очередной шаг на пути усиления правового регулирования в области потребления никотинсодержащей и безникотиновой продукции, и государство продолжит активно работать в этом направлении. "Если мы взяли вектор на безопасность, то мы и будем в этом направлении двигаться. Здесь законодательство должно быть очень четкое и, наверное, бескомпромиссное для того, чтобы защитить наших детей", – подытожил Михаил Кизеев, дополнив, что если будет системный подход, то окажется эффективным и результат. 

_____________________________

1 С текстом законопроекта № 332229-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании которого принят закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 278685-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", на основании которого принят закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 С текстом законопроекта № 310882-8 "О государственном регулировании производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для их производства", на основании которого принят закон, и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
4 С текстом общественной инициативы № 72Ф104531 "Ограничение оборота никотиносодержащей продукции среди несовершеннолетних" можно ознакомиться на портале Российских общественных инициатив.

Документы по теме:

Читайте также: