ВС РФ предложил разграничить избрание меры пресечения в виде заключения под стражу в зависимости от того, связано ли преступление с применением насилия или нет
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика |
Верховный Суд Российской Федерации подготовил предложения с изменениями в Уголовно-процессуальный кодекс в части разграничения выбора такой меры пресечения как заключение под стражу в отношении подозреваемого или обвиняемого в зависимости от того, связано ли преступление, в котором он подозревается или обвиняется, с насилием или угрозой его применения.
Согласно статистике, представленной ВС РФ и подготовленной судом совместно с Генпрокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, МВД России, Минюстом России, ФСИН России и Общественной палатой РФ, в 2022 году судами удовлетворено 55 196 ходатайств об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении лиц, подозреваемых и обвиняемых в ненасильственных преступлениях. Из них 2593 лица (5%) обвинялись в преступлениях небольшой тяжести, 14 861 лицо (27%) – в преступлениях средней тяжести и 37 742 лица (68%) – в тяжких и особо тяжких преступлениях. В целом было удовлетворено 1379 ходатайств о заключении под стражу женщин, имеющих малолетних детей (2%), и 224 ходатайства о заключении под стражу лиц, в отношении которых установлена инвалидность I или II группы (0,4%). В преступлениях небольшой и средней тяжести обвинялись 49 лиц (3%), в преступлениях средней тяжести – 284 лица (18%), 1270 лиц (79%) обвинялись в тяжких и особо тяжких преступлениях.
В соответствии с действующим законодательством (ст. 99 УПК РФ) при избрании меры пресечения судом должны учитываться тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий, а также другие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 108 УПК РФ заключение под стражу может быть назначено в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые УК РФ предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. В исключительных случаях допускается применение этой меры в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет, в случае если:
- подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории РФ;
- его личность не установлена;
- нарушена ранее избранная мера пресечения;
- он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.
При этом дифференцированного подхода по избранию меры пресечения в зависимости от того, связано ли преступление с насилием или угрозой его применения, в законе нет. ВС РФ считает необходимым законодательно закрепить обязанность суда учитывать данный факт.
ВС РФ предлагает установить возможность применять заключение под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в преступлениях небольшой тяжести только в случае попытки скрыться или же нарушения ранее избранной меры пресечения. Для подозреваемых и обвиняемых без постоянного места жительства на территории РФ или в случаях неустановления личности, как отмечает ВС РФ, возможно применять такие меры пресечения как запрет определенных действий иди подписка о невыезде и надлежащем поведении.
По ненасильственным делам средней тяжести ВС РФ предлагает установить возможность избрания заключения под стражу только при наличии одного из обстоятельств, указанных в п. 1-4 ч. 1 ст. 108 УПК РФ.
В отношении двух категорий лиц (женщин, имеющих малолетних детей, а также людей, страдающих тяжелыми заболеваниями), ВС РФ предлагает особый порядок избрания этой меры пресечения. В частности, заключение под стражу в отношении женщин, имеющих малолетних детей, предлагается применять только в случае подозрения или обвинения их в совершении тяжких или особо тяжких преступлений (в исключительных случаях – насильственных преступлений средней тяжести). В отношении лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, предлагается запретить избрания этой меры пресечения.
Разработка предложений по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства на основе анализа практики проводилась во исполнение поручений Президента РФ от 12 января 2023 г. № Пр-19.