Продавец дорогостоящего товара не вправе полностью отменить скидку в случае досрочного отказа покупателя от кредитной страховки
© belchonock / Фотобанк Фотодженика |
К такому выводу пришел КС РФ по результатам рассмотрения жалобы гражданина, с которого автодилер взыскал сумму скидки, предоставленной при заключении договора купли-продажи транспортного средства (постановление Конституционного Суда РФ от 3 апреля 2023 г. № 14-П). Условия скидки предполагали, что покупатель, приобретающий автомобиль за счет кредитных средств, одновременно заключает договор страхования жизни и здоровья, а в случае досрочного отказа от страхования обязуется выплатить продавцу разницу в цене.
Впоследствии покупатель в связи с досрочным погашением кредита отказался от договора страхования и ему была возвращена страховщиком часть уплаченной страховой премии (59 884 руб.). Это послужило основанием для аннулирования продавцом скидки и взыскания ее в судебном порядке (размер взысканной скидки составил 269 970 руб.). При рассмотрении дела суды отклонили ссылку покупателя на положения ст. 428 ГК РФ, направленные на защиту слабой стороны договора от несправедливых условий, на содержание которых эта сторона не могла повлиять по причине неравенства переговорных возможностей. Суды сочли, что покупатель не вправе приводить подобные возражения, поскольку в случае несогласия с условиями договора мог отказаться от его заключения.
Указанные нормы (п. 2 и п. 3 ст. 428 ГК РФ) и стали предметом рассмотрения КС РФ. По мнению заявителя, эти положения являются неконституционными в той мере, в какой они допускают произвольное толкование и позволяют судам отказывать в применении предусмотренных ими способов защиты по мотивам отсутствия в деле доказательств невозможности отказа покупателя от заключения договора на предложенных продавцом условиях, притом что явное неравенство переговорных возможностей сторон следует из статусов продавца (организация, официальный дилер) и покупателя (гражданин, потребитель) и не требует специального подтверждения.
Конституционный Суд РФ не усмотрел оснований для признания оспариваемых норм неконституционными, поскольку они предполагают следующее:
- явное неравенство переговорных возможностей продавца и покупателя, существенно затрудняющее для последнего согласование иного содержания условий договора, презюмируется, если одновременно имеют место следующие обстоятельства:
а) стоимость предмета договора значительно превышает среднемесячный доход покупателя;
б) договором купли-продажи предусмотрен полный возврат продавцу полученной покупателем скидки в случае досрочного отказа покупателя от договора потребительского кредита или страхования (на любом этапе их исполнения), которые связаны с договором купли-продажи, заключены покупателем с третьими лицами при посредничестве (содействии) продавца и условия которых для покупателя существенно хуже, чем могли бы быть при их заключении без участия продавца.
- при указанных обстоятельствах размер скидки, взыскиваемой в пользу продавца в связи с досрочным отказом покупателя от кредитного договора или договора страхования, должен определяться пропорционально тому объему выплат, которые покупатель не произвел или которые были ему возвращены после прекращения соответствующего договора.
Кроме того, КС РФ отметил, что в тех случаях, когда имеются конкретные доказательства неравенства переговорных возможностей сторон, приведшего к закреплению в договоре розничной купли-продажи явно обременительных для покупателя условий, связанных с договорами потребкредита или страхования, суд на основании п. 2 и п. 3 ст. 428 ГК РФ вправе изменить условия договора купли-продажи и иным образом.