ВС РФ встал на защиту работника, которого сократили, не сообщив о проведении процедуры реорганизации
© feedough / Фотобанк Фотодженика |
Уволенная по сокращению гражданка узнала, что до принятия решения о сокращении штатов у работодателя проводилась реорганизация, о чем работников не уведомили. Тогда она решила оспорить свое увольнение и попросила восстановить пропущенный срок обращения в суд. При этом ссылалась на то, что ранее не знала о реорганизации и заблуждалась относительно законности своего увольнения. Ведь увольнение в связи с сокращением было произведено работодателем с соблюдением всех формальных процедур. О нарушении своих трудовых прав гражданка узнала только после того, как ее бывший коллега успешно оспорил свое увольнение в связи с сокращением.
Суд не счел причины пропуска срока обращения в суд уважительными.
Работницу защитил Верховный Суд РФ. По мнению Верховного Суда, суждение суда первой инстанции о том, что заблуждение в силу ст. 178 Гражданского кодекса является основанием для оспаривания сделки, а не для восстановления указанного срока, является ошибочным. Трудовые отношения, в том числе вопросы восстановления срока обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора, регулируются нормами ТК РФ, вследствие чего положения ст. 178 ГК РФ к таким отношениям неприменимы.
Суд первой инстанции не учел, что гражданка, являясь экономически и юридически слабой стороной в трудовых отношениях, заблуждалась относительно добросовестности действий работодателя, который произвел ее увольнение по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса с соблюдением всех формальных процедур, но скрыл от нее истинные причины сокращения штата и не выполнил требования ст. 75 ТК РФ – не уведомил данного конкретного работника о предстоящей реорганизации банка с предложением о трудоустройстве в новой организации. Дело направлено на новое рассмотрение (Определение Верховного Суда РФ от 21 ноября 2022 г. № 46-КГПР22-39-К6).