Подготовлен обзор решений ВС РФ и КС РФ по вопросам налогообложения имущества за IV квартал 2022 года
© Zozereblola / Фотобанк Фотодженика |
Налоговая служба подготовила обзор правовых позиций Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения имущества за IV квартал 2022 года (письмо ФНС России от 30 января 2023 г. № БС-4-21/977@).
Так, в одном из дел организация приобрела земельный участок, который впоследствии был разделен на два, по одному из них вид разрешенного использования "для сельхозпроизводства" был сохранен, а по другому – изменен на "многоэтажная жилая застройка", а затем на "среднеэтажная жилая застройка". В результате налоговый орган доначислил земельный налог и привлек к налоговой ответственности компанию, ссылаясь на необоснованное применение налоговой ставки в размере 0,3% без учета повышающего коэффициента.
Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу, а ВС РФ подтвердил такую позицию, что налогоплательщик является правообладателем вновь образованного земельного участка с новым видом разрешенного использования ("среднеэтажная жилая застройка"), который должен учитываться при выборе налоговой ставки. При исчислении земельного налога должен применяться повышающий коэффициент с даты госрегистрации прав на вновь образованный земельный участок (Определение ВС РФ от 10 ноября 2022 г. № 308-ЭС22-12924 по делу № А15-5953/2019).
В ходе рассмотрения другого дела ВС РФ встал на сторону налогоплательщика, подтвердив, что освобождение от уплаты транспортного налога распространяется на воздушные суда, находящиеся в оперативном управлении налогоплательщика.
Налоговый орган утверждал, что применение льготы необоснованно, поскольку для этого необходимо, чтобы основным видом деятельности были пассажирские перевозки. Однако ВС РФ уточнил – условиями применения льготы являются: принадлежность пассажирских и грузовых речных, морских и воздушных судов налогоплательщику, а также осуществление им пассажирских и грузовых перевозок в качестве основного (базового) вида деятельности. При этом в налоговом законодательстве отсутствует требование, чтобы такие перевозки были регулярными и велись только в коммерческих целях. То есть применение льготы не зависит от присвоения налогоплательщику кода ОКВЭД, характеризующего деятельность коммерческих авиаперевозчиков, а также от доли его доходов от перевозок (Определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 21 декабря 2022 г. № 305-ЭС22-17644 по делу № А41-68521/2021).
В обзор вошли также и решения КС РФ. По одному из них суд пришел к выводу, что отнесение к налогоплательщикам транспортного налога лиц, на которых зарегистрированы налогооблагаемые транспортные средства, само по себе не может рассматриваться как нарушение прав налогоплательщиков, которые не лишены возможности совершать действия, связанные с прекращением регистрации ранее принадлежавших им транспортных средств (Определение КС РФ от 27 октября 2022 г. № 2690-О).