10 декабря в Совете Федерации прошли парламентские слушания "Становление и развитие парламентского контроля за использованием средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ"
Открывая парламентские слушания, глава Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ С. Иванов подчеркнул, что новая Конституция впервые позволила палатам Федерального Собрания формировать свой независимый орган государственного финансового контроля - Счетную палату РФ.
Вместе с тем, в связи со сложившейся экономической ситуацией в России количество задач, стоящих перед Счетной палатой и региональными контрольно-счетными органами увеличилось в разы, однако большинство вопросов, касающихся организации и правовой базы функционирования контрольно-счетных органов остаются нерешенными. В частности, несмотря на то, что на сегодняшний день контрольно-счетные органы сформированы во всех регионах, до сих пор остаются открытыми главные вопросы их функционирования - вопросы статуса и полномочий.
В свою очередь, говоря о парламентском контроле за использованием бюджетных средств, первый заместитель Председателя Совета Федерации А. Торшин особо подчеркнул, что "сегодня вопрос стоит не о расходовании бюджетных средств, а об эффективности этих расходов".
С докладом выступил глава Счетной палаты РФ С. Степашин. В частности, он отметил, что на сегодняшний день в стране удалось сформировать достаточно эффективную систему внешнего и внутреннего контроля за расходованием бюджетных средств, сочетающую в себе лучшие традиции прошлых лет и международный опыт.Глава Счетной палаты подчеркнул, что внешний контроль распространяется не только на расходование бюджетных средств, но и на использование федеральной собственности, прохождение бюджетных средств через банковскую систему и вопросы, касающиеся управления зарубежной собственностью.
Кроме того, для усиления контроля за масштабными долгосрочными государственными проектами Счетной палатой внедряется особый вид контроля - стратегический аудит. Как отметил С. Степашин, он будет учитывать качество проработки стратегий и проектов, их реализуемость и эффективность.
Говоря о вопросах совершенствования бюджетного законодательства, С. Степашин обратил особое внимание на необходимость четко разграничить в законодательстве такие понятия, как "внутренний аудит" и "внешний аудит", а также определить статус и порядок формирования региональных и муниципальных контрольно-счетных органов. Он также заявил о целесообразности внесения изменений в закон о Счетной палате. С. Степашин также предложил ввести норму о контроле госкорпораций со стороны Счетной палаты. Кроме того, по мнению главы Счетной палаты, необходимо законодательно предусмотреть законодательные нормы ответственности за неэффективное использование бюджетных средств.
Прозвучавшие на заседании предложения будут обобщены и найдут отражение в итоговых рекомендациях парламентских слушаний.