Утверждена стратегия развития финансового рынка до 2030 года
© vectomart / Фотобанк Фотодженика |
Правительство РФ разработало совместно с Банком России стратегию развития финансового рынка РФ до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 4355-р). Ею должны руководствоваться федеральные органы исполнительной власти при реализации полномочий в отношении вопросов развития финансового рынка и при разработке документов стратегического планирования на среднесрочный период. Также положения стратегии будут учитываться при разработке основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период.
Ключевой стратегической задачей развития российского финансового рынка на горизонте до 2030 года станет усиление его роли в финансировании ускоренной трансформации российской экономики с опорой в первую очередь на внутренние источники финансирования инвестиций. Отмечается, что решение данной задачи должно осуществляться участниками рынка в партнерстве с государством.
Развитие российского финансового рынка должно быть направлено на повышение финансовой грамотности, уровня и качества жизни граждан, а также содействовать развитию и структурной трансформации российской экономики за счет предоставления конкурентного доступа субъектам российской экономики к долговому и долевому финансированию, инструментам страхования рисков, в том числе в условиях перехода к низкоуглеродной экономике. Все это позволит создать условия для устойчивого роста финансовой индустрии.
Стратегией закрепляются принципы и механизмы развития финансового рынка, такие как разработка законов, надзор и надзорные меры, противодействие недобросовестным практикам и нелегальной деятельности, создание и поддержка государством механизмов коллективного страхования (гарантирования) накоплений граждан, налоговые стимулы и субсидирование, создание инфраструктуры и обеспечение равного доступа к ней и другие.
Согласно стратегии Правительство РФ продолжит проводить бюджетную политику на основе бюджетных правил, устойчивости государственных финансов и снижения зависимости российской экономики от конъюнктуры мировых рынков. Продолжится применение налоговых стимулов для формирования долгосрочных сбережений и инвестиций. В частности, будут поддерживаться минимальные сбережения (средства, размещаемые гражданами в кредитных организациях (финансовые подушки безопасности), стимулироваться долгосрочные инвестиции граждан в российскую экономику, в том числе с использованием механизма индивидуальных инвестиционных счетов. Запланирована и адаптация налогового режима для работы нерезидентов через российских финансовых посредников для повышения конкурентоспособности российского финансового рынка на международном уровне.
При этом, указывается, что по отдельным направлениям и в отношении социально уязвимых слоев населения и отдельных категорий хозяйствующих субъектов возможна реализация адресных мер поддержки, прежде всего социальной направленности.
Часть мер будет направлено на развитие рынка страхования и перестрахования. Так, например, для развития страхования климатических рисков будет создан риск-офис по стихийным бедствиям. Отдельное внимание будет уделено созданию условий для развития новых для российского рынка страховых продуктов с учетом расширяющегося применения искусственного интеллекта и повышения значимости киберрисков.
Продолжится работа по совершенствованию системы страхования вкладов. Планируется настроить механизм взносов в фонд страхования вкладов для обеспечения соразмерности нагрузки на банки в зависимости от уровня принимаемых ими рисков. Ставки страховых взносов могут быть дифференцированы не только для справедливой оценки их вклада в коллективное страхование ответственности, но и в целях стимулирования банков к поддержанию за счет розничных продуктов устойчивых долгосрочных пассивов.
Будет оказываться содействие развитию цифровизации финансового рынка. Так, одним из ключевых проектов станет запуск и развитие платформы цифрового рубля – третьей формы российского рубля, выпускаемой Банком России и являющейся его обязательством. Планируется продолжить развитие платежной системы Банка России, системы быстрых платежей, как платежной системы "Мир", системы передачи финансовых сообщений. Вместе с тем Правительство РФ и Банк России будут проводить работу по устранению критической зависимости финансовых организаций и инфраструктуры финансового рынка от иностранных поставщиков программно-аппаратных средств.
Для контроля за реализацией планов мероприятий стратегией предусмотрены индикаторы оценки уровня развития российского финансового рынка (их перечень приведен в приложении к стратегии).