Новости и аналитика Новости "Чужая земля": кто отражает на балансе землю при перераспределении полномочий?

"Чужая земля": кто отражает на балансе землю при перераспределении полномочий?

"Чужая земля": кто отражает на балансе землю при перераспределении полномочий?
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика

По закону предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

Как учитывать земли, собственность на которые не разграничена, подскажет Энциклопедия решений системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ
  • органом исполнительной власти субъекта РФ – при предоставлении земли для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;
  • органами местного самоуправления – в отношении земельных участков, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Вместе с тем, как показывает практика, полномочия в области земельных отношений могут быть перераспределены. К примеру, к полномочиям субъекта РФ – органа государственной власти республики, области, края, могут быть отнесены полномочия органа местного самоуправления в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В этом случае получается, что земля – это территория определенного муниципального образования, при этом отдельные полномочия по ее распоряжению переданы, а значит, решения по ее предоставлению в аренду принимаются уполномоченным органом субъекта РФ, и арендные платежи будут поступать в доход бюджета субъекта РФ. В дальнейшем поступившие средства Казначейство распределяет между соответствующими бюджетами по нормативам, установленным БК РФ

В свою очередь, обязанность признания на счете 103 13 "Прочие непроизведенные активы" земельных участков, собственность на которые не разграничена, возникает у уполномоченного органа, принявшего решение о вовлечении земли в хозяйственный оборот. При этом факт передачи земли в аренду или безвозмездное пользование оформляется в учете как внутреннее перемещение объектов с одновременным отражением на соответствующих забалансовых счетах.

И здесь возникает логичный вопрос: а в чьей отчетности тогда должны отражаться данные по земле? Кто отражает вовлеченный в оборот земельный участок: тот, в чьих границах находится земля, или субъект учета, исполняющий полномочия в области земельных отношений? Ведь при перераспределении полномочий доходы от аренды сначала будут поступать в бюджет публично-правового образования, выполняющего конкретные полномочия, а не в бюджет того муниципалитета, в границах которого расположен земельный участок.

Ответ содержится в совокупности норм Стандарта "Непроизведенные активы": информация о земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду, раскрывается соответствующим уполномоченным органом в бюджетной отчетности того публично-правового образования, в бюджет которого поступают доходы от использования неразграниченных земель. Именно у уполномоченного органа, принявшего решение о вовлечении в хозяйственный оборот земельного участка, собственность на который не разграничена, возникает обязанность признания в бюджетном учете земельного участка на балансовом счете 103 13.

Таким образом, в конкретной ситуации информацию по земле на балансовых счетах в своей отчетности должен отразить орган власти субъекта РФ, уполномоченный на распоряжение земельными участками, на которые государственная собственность не разграничена.

Документы по теме:

Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"

Читайте также: