Пленум ВС РФ актуализировал разъяснения по поводу административного надзора за освободившимися осужденными
© IgorVetushko / Фотобанк Фотодженика |
Пленум ВС РФ внес поправки в действующие разъяснения, которыми руководствуются суды при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (Постановление Пленума ВС РФ от 22 декабря 2022 г. № 41). Изменения претерпело Постановление Пленума ВС РФ от 16 мая 2017 г. № 15.
Так, уточняется, что если преступление совершил несовершеннолетний, административный надзор может быть установлен по достижению им возраста 18 лет.
Надзор может быть также назначен тем, кому ранее назначенное, более мягкое, наказание заменено лишением свободы. Имеются в виду лица, которые злостно уклоняются от отбывания обязательных, исправительных, принудительных работ или ограничения свободы.
Правом обратиться за досрочным прекращением или частичной отменой административных ограничений Пленум ВС РФ наделил представителя поднадзорного лица (раньше это можно было сделать только лично). Кроме того, правом требовать установления надзора наделен следственный изолятор, исполняющий функции исправительного учреждения в отношении конкретного осужденного.
Вдвое продлен срок рассмотрения судом дела об административном надзоре: с 10 до 20 дней со дня поступления в суд соответствующего административного иска. В 2019 году аналогичные изменения были внесены в ч. 7 ст. 272 КАС РФ, теперь разъяснения приведены в соответствие с этими поправками (Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ).
Пленум ВС РФ напомнил, что установление административного надзора за лицом, совершившим преступление при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, является обязательным (п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы"; далее – закон об административном надзоре). При этом отсутствие в приговоре прямого указания на вид рецидива не влияет на возможность установления административного надзора за таким лицом. В этом случае суд устанавливает административный надзор, исходя из вида рецидива, с учетом содержания приговора (учитывая сведения о сроке, виде наказания, виде исправительного учреждения), а также иных судебных решений по уголовному делу (в том числе в апелляции, кассации и надзоре).
Пленум ВС РФ отметил, что закон содержит исчерпывающий перечень личных обстоятельств, при которых суд может временно отменить домашний арест или разрешить выезд за пределы установленной судом территории (ч. 3 ст. 12 закона об административном надзоре). При возникновении иных обстоятельств поднадзорное лицо вправе обратиться с административным иском о частичной отмене административных ограничений.
В случае, если при рассмотрении дела установлены основания для назначения надзора, не указанные в административном исковом заявлении, судам надлежит определять срок административного надзора с учетом всех оснований.
Пленум ВС РФ также конкретизировал, что осуждение лица за совершение им преступления в период нахождения под административным надзором и освобождение его от наказания в виде лишения свободы не влекут прекращения административного надзора.