Институт банкротства в эпоху санкций
© macrovector / Фотобанк Фотодженика |
В этом материале:
Негативное воздействие санкций на государство побуждает Правительство РФ принимать ряд мер, направленных на смягчение и противостояние этим санкциям, поэтому на это время важно добиться стабилизации экономического процесса, объяснил юрист и эксперт по банкротству компании "Финансово-правовой альянс" Евгения Боднар. Одной из таких мер стал мораторий на возбуждение дел о банкротстве на период с 1 апреля по 1 октября 2022 года (Постановление Правительства РФ от 28 марта 2022 г. № 497 – утратило силу). Он был призван защитить от банкротства компании, которые могли использовать это время для перестройки бизнес-процессов. Те, кто не смог в период моратория подстроиться под новые условия, скорее всего, неинтересны инвесторам, считает эксперт.
За период с марта по сентябрь 2022 год включительно арбитражными судами принято 3194 определения о введении в отношении юридических лиц и крестьянско-фермерских хозяйств процедуры наблюдения, при этом за аналогичный период в 2021 году количество введенных процедур наблюдения составило 5100, что говорит о снижении на 37,37% в текущем году. Такие данные приводит Федресурс – Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Управляющий партнер юридической компании VILEX GROUP, руководитель корпоративной практики и практики банкротства Ильгиз Валеев обращает внимание, что в прошлом году мораторий на банкротство перестал действовать с 7 января 2021 года, тогда как в 2022 году подобный мораторий действовал с 1 апреля по 1 октября 2022 года – это сказалось на количестве компаний, в отношении которых вводились процедуры банкротства (наблюдение).
Как помог компаниям мораторий на банкротство
Основной результат моратория на банкротство – сокращение количества банкротств юридических лиц в период с апреля по сентябрь, разъяснила Евгения Боднар. Эксперт считает, что это уже второй раз, когда мораторий сдерживает число банкротств в сложный период. Однако продление моратория могло бы уже сработать во вред экономике, считает эксперт, – например, способствовало бы удержанию на плаву заведомо нежизнеспособные компании.
Мораторий помог тем компаниям, которые за период его действия смогли перестроить бизнес-процессы и перепрофилировать производственную модель под новые реалии ведения бизнеса, считает руководитель ЮК "Миколенко и Партнеры" Тимофей Миколенко. Например, перейти на новые либо смежные рынки сбыта продукции, найти иных поставщиков, наладить новое производство – по мере возможности.
По мнению управляющего партнера юридической компании Legal to Business Светлана Гузь, мораторий позволил добросовестному бизнесу выработать план адаптации к новым экономическим реалиям, бросить силы на выстраивание новых процессов в сферах логистики, производства, технологии и т. д. Был ли этот период достаточным, сложно судить безотносительно к конкретным сферам бизнеса и конкретным игрокам на рынке, считает эксперт.
МНЕНИЕ
Ильгиз Валеев, управляющий партнер юридической компании VILEX GROUP, руководитель корпоративной практики и практики банкротства:
"Безусловно, мораторий на банкротство стал срочной мерой, направленной на недопущение панических настроений в экономике, связанных с неплатежеспособностью контрагентов и существенными нарушениями в производственных цепочках.
С учетом того, что наиболее пессимистичные прогнозы относительно отечественной экономики не сбылись, оказалось, что снижение платежеспособности предприятий было связано с общим ухудшением экономической ситуации в стране, а не с конкретными негативными последствиями от событий, происходящих в стране после февраля 2022 года.
Мораторий однозначно помог компаниям, нацеленным на долгую работу и развитие. Позволил перераспределить ресурсы, оптимизировать расходы, найти альтернативные пути покупок и поставок. Предприятия, отказавшиеся от применения моратория, стали восприниматься как финансово-устойчивые организации, которые не боятся снять с себя "мораторную защиту".
Ряд предприятий использовали введенный мораторий для необоснованного уклонения от исполнения обязательств, ведь должники также освобождались от оплаты финансовых санкций за период моратория, а судебная практика не успела выработать четкие подходы по вопросу о неприменении моратория в отношении отдельных категорий должников.
Продление срока действия моратория могло лишь нанести экономике вред б'oльший, чем массовое банкротство предприятий, тем более что по опыту "ковидного" моратория было ясно, что существенного всплеска банкротств не должно последовать".
Сегодня банкроство дает возможность решения сложнейших бизнес-кейсов при наличии долгов у компании, то есть банкротство – перспективный и многогранный инструмент для бизнеса, уверена Евгения Боднар. Исполнительный директор УК "Помощь" Анна Ларина считает, что мораторий позволил взять передышку компаниям, дав возможность договориться и реструктуризировать свою задолженность. Были также и недобросовестные кредиторы, которые использовали невозможность взыскания долгов по исполнительным листам для вывода активов, но подобные издержки неизбежны при тотальном характере моратория, уверена эксперт.
Из общих положительных эффектов моратория можно отметить то, что бизнес продолжает договариваться, начало чему как тренду было положено в пандемию – на это обратила внимание Светлана Гузь. В отсутствие такой меры воздействия на должника как банкротство, бизнес-сообществу пришлось прибегнуть к менее привычным механизмам взаимодействия в кризисной ситуации. На примере компании эксперт отметила следующую тенденцию: преобладают запросы клиентов, направленных не на судебную работу, а на поиск решений позволяющих договориться. Оценка рисков заключения дополнительных соглашений об изменении условий договоров или классических способов прекращения обязательств, структурирование отношений сторон с использованием элементов соглашения кредиторов о порядке удовлетворения их требований к должнику, предусмотренного ст. 309.1. Гражданского кодекса, или судебной рассрочки (ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), изменение корпоративных структур, если собственники принимают решение о выходе из бизнеса или перепрофилировании активов, рефинансирование или реструктуризация долговых обязательств.
Тимофей Миколенко считает, что введение моратория было выгодно некоторым недобросовестным участникам рынка, которые не исполняли свои обязательства по оплате (либо перестали исполнять) зная, что никаких санкций в отношении них применить будет нельзя. По мнению управляющего юридической компании Юниконсул Андрея Швецова, мораторий не обеспечил стабильность экономической ситуации на фоне санкций, а в какой-то степени даже привел к некоторому дисбалансу в отношениях между экономическими субъектами. Причина в том, что он зачастую провоцировал должников, в том числе платежеспособных, не исполнять свои обязательства. Также и в судебную практику вошло правило не начислять проценты по задолженности за указанный период. Сейчас уже срок действия моратория истек и наблюдается некоторый всплеск банкротных дел, который, по мнению эксперта, продолжится и в 2023 году.
Мораторий не помог прежде всего тем компаниям, в отношении которых на момент его введения уже было подано заявление о банкротстве, либо кто к этому времени обладал признаками объективного банкротства и другого выхода из сложившейся ситуации просто не было, считает Тимофей Миколенко.
При этом некоторые эксперты категоричны в оценке эффективности моратория.
МНЕНИЕ
Анастасия Перова, юрист юридической компании "Центральный округ" Анастасия Перова:
"Банкротный мораторий 2022 года можно с уверенностью назвать наиболее не проработанным с точки зрения его действия. Лейтмотивом моратория, помимо помощи должникам, негласно декларировалось снятие социальной напряженности в связи с принятием внушительного пакета санкций. Этим объясняется повальное применение моратория ко всем лицам без учета фактического состояния должника, как это было во время ковидных мораториев. В начале действия моратория 2022 эта мера, возможно, позволила ослабить градус напряжения, но одновременно, стала основным минусом. Даже тот, кто имел возможность своевременно исполнить обязательство, вернуть долги, воспользовавшись мораторием, не торопился этого делать – неустоек же не будет. Принудительные механизмы взыскания долгов в мораторий не применялись.
В дополнение ко всему отсутствие понимания у приставов, банков и прочих субъектов, как применять нормы моратория стали поводом для многочисленных споров. Как результат единообразной практики понимания моратория не сложилось.
Среди доверителей есть компании, предприниматели, которые за время моратория частично переориентировали бизнес, нашли новых поставщиков, новые рынки сбыта. Однако, в большинстве своем, мораторий либо никак не повлиял, либо осложнил жизнь тем предпринимателям, которые фактически рассчитывали взыскать долги с контрагентов, но в силу моратория не смогли этого сделать. За время моратория также не начислялись штрафные санкции, в том числе проценты за пользование чужими денежными средствами (по ст. 395 ГК РФ), что опять же негативно повлияло на права добросовестных кредиторов".
МНЕНИЕ
Ильгиз Валеев, управляющий партнер юридической компании VILEX GROUP, руководитель корпоративной практики и практики банкротства::
"В целом, можно сказать, что в настоящее время банкротство может затронуть любое направление бизнеса, так как уход зарубежных поставщиков с российского рынка, повышение затрат на логистику, аренду, в целом снижение покупательской способности и спроса населения, а также другие факторы могут повлечь серьезные последствия.
К примеру, существенные трудности испытывает сфера ритейла. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) выступала с просьбой к Премьер-министру РФ о продлении моратория до марта 2023 года. Просьбу поддержала и Ассоциация компаний, обслуживающих недвижимость (АКОН). АКОН аргументировала свое обращение тем, что рост задолженности за коммунальные услуги существенно отражается на работе ТСЖ, так как те не могут покрыть свои долги перед поставщиками.
В свою очередь, государство также старается принимать различные меры для поддержки практически всех отраслей экономики с учетом введенных в отношении России западных санкций в целях снижения давления на бизнес и, в том числе минимизации банкротных рисков".
Банкротство физических лиц
Темпы роста числа потребительских банкротств в текущем году замедлились почти в два раза: по данным Федресурса в январе-сентябре 2022 года этот показатель увеличился на 41,2% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. За этот же период процедур о внесудебном банкротстве граждан было возбуждено на 42,3% больше, чем в таком же периоде 2021 года. Процент начатых дел к числу поданных заявлений вырос до 59% с 49% в те же периоды.
Некоторые граждане рассматривали мораторий как возможность не платить по кредитным обязательствам, о чем свидетельствует рост задолженностей по налоговым, коммунальным и кредитным платежам, рассказала Евгения Боднар. Граждане, как правило, сами инициируют свое банкротство, с января по сентябрь 2022 они выступили заявителями в 96,1% процедур. Более того, мораторий на банкротство физлиц не запрещал самостоятельно обращаться в арбитражные суды, обратила внимание эксперт.
Принимая во внимание уровень закредитованности населения, который вырос до 55,6%, а также уровень долговой нагрузки и снижение доходов, для физических лиц банкротство в текущих реалиях – единственный законный способ освободиться от долгов, уверена Евгения Боднар.
Риски банкротства компаний по время санкций
Большинство экспертов сходятся во мнении, что санкции на большинство процедур банкротств не окажут никакого влияния. Основной риск в данных условиях – невозможность вести компаниями свою обычную деятельность, что приводит к накоплению долгов, уверена Анна Ларина. Так, санкции привели к прерыванию логистических цепочек, невозможности закупок запчастей, снижения товарооборота. Все это сказалось практически на всех отраслях, однако сейчас наблюдается стабилизация, заметила эксперт. Согласно прогнозу Минэкономразвития России спад ВВП по итогам года составит 2,9%, что существенно ниже того, что предполагалось в первых двух кварталах 2022 года.
МНЕНИЕ
Тимофей Миколенко, руководитель ЮК "Миколенко и Партнеры":
"Предполагаю, что в декабре будет также повышенное количество желающих обанкротить своих контрагентов. Это связано также с тем, что до конца года компании стараются подвести итог, в том числе и по работе с дебиторской задолженностью. В январе 2023 года ожидается спад, благодаря новогодним каникулам. В целом, в первом полугодии 2023 года количество банкротств будет расти. О дальнейших прогнозах говорить пока рано.
Риск банкротства в данных условиях достаточно велик. Снижению данного риска будут способствовать, прежде всего, введение действенных мер поддержки бизнеса государством: выдача льготных кредитов, снижение налоговой нагрузки, возможно, введение повторного моратория, но не тотального, а для наиболее пострадавших отраслей, как это было, например, в 2020 году, когда "антиковидный мораторий" был введен для пострадавших компаний, определялись эти компании по основному ОКВЭД.
В любом случае все вышеназванные меры поддержки должны быть не повсеместны, а строго индивидуальны, чтобы не было злоупотреблений. Многое, конечно, зависит и от самих бизнесменов. Смогут ли они продолжать свою деятельность без поддержки государства, смогут ли вести бизнес по-новому, перестроиться, занять какую-либо освободившуюся нишу на рынке, или нет".
МНЕНИЕ
Анастасия Перова, юрист юридической компании "Центральный округ":
"В экономически нестабильный период основными рисками для бизнеса являются:
- опасность связать себя договорными отношениями с банкротом (лицом, в отношении которого уже возбуждена процедура, либо в отношении которого такая процедура вот-вот будет инициирована, либо фактически являющегося неплатежеспособным);
- опасность упустить момент, когда временные трудности в собственном бизнесе могут стать необратимыми и привести к неплатёжеспособности и банкротству.
Совершение сделки с банкротом опасно тем, что такие сделки с вероятностью 99,9% будут оспорены в процедуре банкротства вашего контрагента. Последствия: всегда имущественные потери в виде расходов на суды, возврата приобретенного у банкрота имущества без встречного возврата уплаченных средств, восстановления прекращенной задолженности и прочее.
А "внезапное" наступление собственного банкротства чревато как минимум потерей бизнеса, активов, а максимум - привлечением контролирующих лиц (руководителей, собственников бизнеса) к субсидиарной, корпоративной и иным видам ответственности".
Примечательно, но мораторий неоднократно критиковался в период его действия. Подробнее об этом узнайте в нашем материале: Мораторий на банкротство – 2022: почему и как может быть ограничено его применение.
***
Не все так однозначно с оценкой экспертов по вопросам эффективности моратория на возбуждения день о банкротстве. Первоначальная идея – оказать помощь компаниям в период санкционных ограничений против России и тяжелой экономической ситуации – сработал не для всех. Компания, у которой в пассиве значительная кредиторская задолженность, вероятнее всего ответит, что мораторий помог, а если в активе немало дебиторской задолженности – нет, считает Светлана Гузь.
Как считает эксперт, прошло немного времени, чтобы можно было вывести причинно-следственную связь между событиями начала 2022 года и введением в отношении компании процедуры банкротства. Согласно предположению Тимофея Миколенко, банкротству будут подвержены отрасли, наиболее пострадавшие от последних экономических событий. В зоне риска любая компания, работающая с импортными комплектующими в абсолютно любой отрасли. Анна Ларина предполагает, что банкротство в первую очередь затронет отрасли, связанные с транспортировкой и хранением, а также строительством.