Минэкономразвития России подготовило предложения по модернизации системы ОКВЭД
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика |
Минэкономразвития России подготовило проект поправок к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", целью которых является определение единых подходов к использованию кодов ОКВЭД для определения хозяйствующими субъектами основных и дополнительных видов экономической деятельности, а также способов представления соответствующих данных в органы государственной власти (Проект Федерального закона).
По замыслу разработчиков, ЕГРЮЛ и ЕГРИП должны стать единственным источником данных о кодах ОКВЭД хозяйствующих субъектов.
Так, согласно проектируемым поправкам, в ЕГРЮЛ и ЕГРИП будут содержаться коды по ОКВЭД основного и дополнительных (при наличии) видов экономической деятельности с указанием процентной доли таких видов экономической деятельности, определяемой в порядке, который установит Правительство РФ.
Кроме того, к числу сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, планируется также отнести:
Кто должен подтверждать основной вид деятельности и как это сделать, а также последствия неподтверждения, узнайте в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступ- сведения об обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, наделенных полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физлиц;
- коды по ОКВЭД основного и дополнительных (при наличии) видов экономической деятельности таких обособленных подразделений с указанием процентной доли по ним.
Предусмотрен порядок представления таких сведений и ряд переходных положений. В частности, сведения о созданных обособленных подразделениях, наделенных полномочиями начислять и производить выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц, по состоянию на дату вступления поправок в силу, внесут в реестр на основании сведений, представленных налоговыми органами, в течение 10 рабочих дней со дня вступления поправок в силу. А сведения о процентной доле по видам экономической деятельности юрлица, его обособленного подразделения организации должны будут представить в регистрирующий орган не позднее 15 апреля 2024 года. Аналогичный срок установлен и для представления соответствующих сведений индивидуальными предпринимателями.
Одновременно планируется отказаться от требования ежегодно подтверждать коды ОКВЭД и предоставлять данные в ФСС России. Для этого, в частности, в новой редакции планируется изложить подп. 21 п. 2 ст. 17 Закона об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Напомним, что сейчас для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователи-юрлица ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляют необходимые документы в территориальный орган ФСС России по месту своей регистрации (см. подробнее в Энциклопедии решений).
Вместе с тем, необходимость извещать ФНС об изменениях сохранится. Так, проектом предусмотрено, что в случае изменения основного вида экономической деятельности, а также в случае, если процентная доля хотя бы по одному из указанных в ЕГРЮЛ / ЕГРИП кодов ОКВЭД хозяйствующего субъекта изменилась более чем на 20%, юрлицам и ИП нужно будет ежегодно в срок не позднее 15 апреля очередного года представлять в регистрирующий орган сведения о кодах по ОКВЭД с указанием процентной доли по ним.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что на базе информационных ресурсов ФНС России будет разработан интерактивный сервис поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выборе и корректировке кодов ОКВЭД.
Проектом предусмотрен ряд иных изменений.
Предполагаемая дата вступления поправок в силу – 1 сентября 2023 года.
Напомним, что на существующие проблемы в системе ОКВЭД и, соответственно, необходимость ее совершенствования обратили внимание в период пандемии, когда эту систему начали использовать для определения наиболее пострадавших отраслей в целях распределения господдержки и оказалось, что "зачастую ОКВЭДы в налоговой – одни, в статистике – другие, в Фонде соцстрахования – третьи" (см. например, сообщение на сайте Минэкономразвития России). Предлагаемые новшества направлены на решение выявленных проблем.