Новости и аналитика Новости Минтруд России: средний заработок в течение третьего месяца со дня увольнения сохраняется за работником, который не трудоустроился

Минтруд России: средний заработок в течение третьего месяца со дня увольнения сохраняется за работником, который не трудоустроился

Минтруд России: средний заработок в течение третьего месяца со дня увольнения сохраняется за работником, который не трудоустроился
© thodonal / Фотобанк Фотодженика

Согласно ст. 178 Трудового кодекса при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации за уволенным работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Повышенный уровень гарантий установлен для работников, которые увольняются из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: они могут рассчитывать на сохранение среднего заработка в течение трех (в исключительных случаях - шести) месяцев со дня увольнения (ст. 318 ТК РФ).

Трудовое законодательство не устанавливает, какие конкретно случаи относятся к исключительным для целей оплаты периода трудоустройства.

По мнению Минтруда России, "исключительным случаем" является ситуация, когда сокращенному работнику не удалось трудоустроиться в течение трех месяцев со дня увольнения.

Между тем своевременное обращение работника в службу занятости и отсутствие трудоустройства и так прописаны в законе в качестве необходимых условий для получения работником выплаты за третий месяц после увольнения.

Верховный, и Конституционный суды сходятся во мнении, что для принятия решения об исключительности случая органом службы занятости одних формальных условий (своевременное обращение и отсутствие трудоустройства) недостаточно (см. п. 15 Обзора судебной практики Верховного Суда № 2 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года), определение Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. № 2214-О). Для этого необходимо наличие иных имеющих значение для решения этого вопроса обстоятельств, установить которые и надлежит службе занятости.

Специалисты Минтруда России считают, что в качестве иных имеющих значение для решения вопроса об исключительности случая обстоятельств органами службы занятости рассматриваются в том числе наличие отказов гражданина от вариантов подходящей работы, несвоевременное посещение им работодателей, нарушение без уважительных причин установленных сроков и условий перерегистрации его для поиска подходящей работы или в качестве безработного.


Узнайте последние изменения правового регулирования трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения

Напомним, что работодатель, даже сомневаясь в реальности существования исключительных обстоятельств для вынесения службой занятости решения о сохранения за работником среднего заработка в течение третьего (четвертого-шестого) месяца, не вправе такое решение игнорировать. Если работник в установленном порядке обращается к работодателю за указанной компенсацией, работодатель обязан выплатить ее работнику (определения Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2012 года № 2214-О, Московского горсуда от 12 октября 2018 г. № 33-44165/2018). В дальнейшем работодатель вправе обжаловать решение службы занятости в суде. А в случае положительного для себя решения суда может требовать от службы занятости и компенсации понесенных расходов.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Трудовой кодекс Российской Федерации

Читайте также:

С 1 октября 2022 года вводятся 69 новых стандартов

С 1 октября 2022 года вводятся 69 новых стандартов

Многие из них посвящены безопасности труда, а также качеству медицинских изделий.

Минтруд России утвердил 7 типовых программ повышения квалификации в области противодействия коррупции

Минтруд России утвердил 7 типовых программ повышения квалификации в области противодействия коррупции

Приказ вступит в силу с 1 марта 2023 года и будет действовать в течение 6 лет.

Обновлена таблица соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам видов расходов

Обновлена таблица соответствия форм обоснований бюджетных ассигнований кодам видов расходов

Она применяется при распределении базовых бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов.

Госзадание есть, а субсидии на него нет: суд оштрафовал руководство органа-учредителя

Госзадание есть, а субсидии на него нет: суд оштрафовал руководство органа-учредителя

Нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения задания чревато для должностных лиц штрафом по ст. 15.15.15 КоАП РФ.