Размещенная в Интернете информация о товаре: в каких случаях она не является рекламой
© nmedia / Фотобанк Фотодженика |
ФАС России разъяснила, какая информация является органичной интеграцией и не считается рекламой (информация ФАС России от 21 ноября 2022 г.). Напомним, что с 1 сентября 2022 года вступила в силу новая норма в Законе о рекламе, устанавливающая порядок размещения рекламы в Интернете в целях обеспечения ее прослеживаемости (ст. 18.1 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, далее – Закон № 38-ФЗ). При этом стоит учесть, что указанная норма не распространяется на размещенную до 1 сентября 2022 года в Интернете рекламу, если договорные обязательства по ее размещению исполнены до этой даты.
Так, рекламой не являются справочно-информационные и аналитические материалы, такие как обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний. Например, к рекламе не относится публикация информации о товарах и услугах на официальном сайте, страницах или в социальных сетях их производителя или продавца.
Не признается рекламой и обзор нескольких товаров разных производителей в видеоролике или посте блогера. Но, как подчеркивает антимонопольная служба, только если целью такого обзора не будет являться продвижение конкретного товара на рынке. Если же какому-то отдельному товару уделяется особое внимание, о нем дается избыточная и положительно эмоционально окрашенная информация, или же автор обзора призывает приобрести товар, то такой контент может быть признан рекламой. В этом случае информация о размещенной рекламе должна быть передана в Роскомнадзор (п. 5 ст. 18.1 Закона № 38-ФЗ).
Также, как указывает ФАС России, не является рекламой и органичная интеграция. Органично интегрированной признается информация о товаре или лице, которая является составной частью общего сюжета произведения (отдельной его части) и выступает в качестве дополнительной характеристики героя или созданной ситуации. При этом такие товар или организация не представлены в виде, когда внимание концентрируется именно на них, на их достоинствах и иных характеристиках, они не подменяют главных персонажей в произведении (отдельной его части), не нарушают сюжета и не могут быть изъяты из него без ущерба для целостного восприятия произведения. Вместе с тем и само произведение не должно являться сведением рекламного характера.
Так, например, упоминание о новинках косметики в видеороликах или постах бьюти-блогеров, а также обычное (органичное) употребление и использование блогерами товаров по назначению, например, продуктов питания, одежды, посуды в видеороликах будет являться органичной интеграцией. А акцентирование внимания на товаре в видеоролике, в том числе за счет описания его характеристик, свойств или высказывания положительного отношения блогера к нему, уже будет признаваться рекламой.