ОМС в рекламе не нуждается: так ли необходимы больнице PR-менеджер и телереклама
© mocoo2003 / Фотобанк Фотодженика |
Реклама, как известно, двигатель торговли. Однако оказание медицинских услуг в рамках программы ОМС в таких маркетинговых инструментах, как реклама, вовсе не нуждается. Судебная практика пополнилась двумя решениями как раз по вопросу правомерности осуществления за счет страховых средств расходов, связанных с рекламой (Решение АС Приморского края от 27 июня 2022 г. по делу № А51-9492/2021).
В первом случае больница включила в штатное расписание должность менеджера по связям с общественностью. Зарплату ему платили из средств ОМС. В должностные функции такого специалиста входила работа в информационно-рекламном направлении и взаимодействие со СМИ, рекламными агентствами, иными организациями, пациентами.
ТФОМС признал расходы нецелевыми: должность менеджера по связям с общественностью не предусмотрена Штатными нормативами работников сферы здравоохранения и не участвует в реализации Территориальной программы ОМС.
Суд поддержал позицию ревизоров. Введение спорной должности незаконно. Во-первых,Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" не обязывает медучреждения распространять какую-либо информацию рекламного характера об услугах, оказываемых пациентам по полису ОМС. Во-вторых, в соответствии с Правилами ОМС (как нынешними, так и действовавшими в предыдущие годы) информационное сопровождение пациентов обеспечивает страховая компания.
Во втором случае поводом к судебному разбирательству стало размещение на телевидении видеоролика о возможности получения в медцентре в рамках ОМС помощи по лечению ЛОР-заболеваний у врача высшей категории. Медорганизация была уверена, что видеоматериал носит исключительно информационный характер, и оплатила рекламу страховыми средствами (Постановление Второго ААС от 8 августа 2022 г. № 02АП-4405/22).
ТФОМС счел, что по своему характеру и содержанию данный видеоролик является рекламой. Структура тарифа на оплату медицинской помощи в рамках системы ОМС не включает в себя расходы на рекламу, значит, расходы нецелевые.
Различие между рекламой и информацией – цель. Если сообщение направлено на привлечение внимания к товару, услуге или организации, – это реклама, если же такой цели нет, речь идет об информационном материале. Не считается рекламой информация, которую довести до потребителя обязывает закон. Такую информацию медорганизация доводит до потребителя посредством размещения на своем официальном сайте или в здании / помещениях. Соответствующие разъяснения содержатся в информационном письме ФФОМС от 10 июня 2014 г.№ 3109/30/и.
Суды двух инстанций согласились с проверяющими. В данном случае видеоролик имет признаки рекламы: он адресован неопределенному кругу лиц и направлен на привлечение внимания к выборочной медицинской услуге и ее продвижение (хотя медцентр в рамках ОМС оказывал медуслуги и по другим направлениям). Да и в договоре с исполнителем речь идет именно о рекламной продукции. Такие траты не могут оплачиваться средствами ОМС.