Самые важные новости сентября для бухгалтера, экономиста и аудитора
© lisssbetha@gmail.com / Фотобанк Фотодженика |
Прошедший месяц оказался богат на нововведения, касающиеся различных направлений деятельности бухгалтера. Многие из вступивших в силу документов ориентированы на 2023 год – их положения уже сейчас нужно учесть при составлении плановых документов на предстоящий период. Самые важные новости сентября – в нашей традиционной подборке:
1. Новое и важное в части бюджетной классификации: новая увязка для КВР 247 и 10 отличий КВР 2022 и 2023 гг.
1.1. Обновленная 19 сентября Таблица соответствия КВР и КОСГУ, применяемая в 2022 году, дополнена новой увязкой: КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" может применяться вместе с КОСГУ 343 "Увеличение стоимости горюче-смазочных материалов". Но только в оговоренных случаях.
1.2. А с 2023 года, как вы помните, на смену действующему Порядку № 85н придет новый Порядок применения КБК № 82н. Также действующие в настоящее время перечни КБК, утвержденные приказом Минфина России от 8 июня 2021 № 75н, при составлении и исполнении бюджетов на 2023 год и плановый период не применяются – их заменили Перечни КБК-2023 по случайному совпадению тоже за № 75н. В этой связи Минфин России выпустил два полезных материала:
- сравнительную таблицу с 10 важными отличиями КВР 2022 и 2023 гг.;
- разъяснения по применению КБК-2023.
2. Новое в бухгалтерской отчетности: "зеленый свет" КВР 880 и коду 136 КОСГУ
В преддверии 9-месячной отчетности Казначейство начало корректировку контрольных соотношений к отчетным формам. Причем уточнения вносятся не только по формам, которые предстоит сформировать за 9 месяцев, но и по годовым.
Важное новшество: смягчен контроль в части отражения подстатьи 136 КОСГУ в Отчете (ф. 0503121) – признание в бюджетном учете учредителя дебиторской задолженности при корректировке расчетов по субсидиям на задание (Дебет 1 205 36 562 – Кредит 1 401 10 136) предполагает лишь пояснение в текстовой части, а не блокировку отчета, как это было ранее.
Заметное изменение и для бюджетных / автономных учреждений. Напомним, недавними поправками исключенную два года назад возможность применения АУ и БУ подгруппы КВР 880 "Специальные расходы" вновь вернули в нормы Порядка № 85н. Это событие отразилось и в Контрольных соотношениях к отчетности в части формирования показателей в Отчете (ф. 0503737), Отчете (ф. 0503723) и Справке (ф. 0503710).
Детальный разбор изменений в Контрольных соотношениях.
3. Новое в финобеспечении и планировании деятельности: обновленный План ФХД и хорошая новость для федеральных ПБС
3.1. С 3 октября рекомендуемая форма Плана ФХД дополнена новой строкой 2800 "специальные расходы". В ней подлежат отражению суммы, планируемые к расходованию по одноименному КВР 880. Чуть подробнее – здесь.
3.2. До недавнего времени на федеральном уровне увеличить ЛБО на зарплату за счет уменьшения лимитов по иным статьям расходов дозволялось лишь в одном случае - для осуществления выплат при увольнении работников федеральных госорганов. Поправками в Постановление № 1496 по исполнению федерального бюджета предусмотрено еще одно исключение. С 1 сентября текущего года перераспределить лимиты на зарплату разрешено также в целях доведения оплаты труда работников органа / казенного учреждения до МРОТ.
3.3. ФСС ввел новый Порядок возмещения работодателям расходов, связанных с выплатой пособия на погребение. Для получения возмещения в Фонд нужно представить лишь два документа – справку о смерти и заявление, рекомендуемая форма которого есть в новом Порядке.
4. Новое и важное в части расчетов с персоналом: индексация окладов, новые отчеты по зарплате
4.1. С 1 октября на 4% проиндексированы размеры окладов:
- лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы (Указ Президента РФ от 23 сентября 2022 № 657);
- работников федеральных госорганов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы (постановление Правительства РФ от 23 сентября 2022 № 1680);
- лиц, замещающих государственные должности РФ (указ Президента РФ от 23 сентября 2022 г. № 658);
- судей (указ Президента РФ от 23 сентября 2022 № 659);
- военнослужащих и других "силовиков" (постановление Правительства РФ от 21 апреля 2022 г. № 719).
Одновременно с этим Правительство поручило федеральным органам-учредителям и ГРБС принять меры по увеличению с 1 октября 2022 г. на те же 4 % оплаты труда:
- работников федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений;
- работников федеральных госорганов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 № 583.
4.2. В связи с объединением ФСС и ПФР с 1 января 2023 года существенно изменятся положения Закона № 27-ФЗ об индивидуальном / персонифицированном учете. В числе прочего он будет дополнен нормой, обязывающей государственные и муниципальные учреждения сдавать новый отчет. В целях мониторинга системы оплаты труда работников бюджетной сферы учреждениям предстоит ежемесячно раскрывать сведения о размере выплат, входящих в состав заработной платы. Но сдавать такой отчет будут не все учреждения, а только "избранные" Минтрудом по определенным видам деятельности. Уже готов перечень таких видов деятельности.
4.3. А вот зарплату медицинских работников медстрах мониторит уже давно. ФФОМС подготовил поправки в порядок предоставления такой отчетности. В планах Фонда – раздельное ведение мониторинга зарплаты медработников в рамках территориальной программы ОМС и базовой программы ОМС. Благодаря изменениям медучреждения, подведомственные федеральным органам власти, будут одновременно формировать два отчета.
- по медработникам, занятым в реализации базовой программы ОМС, – в Федеральный ФОМС,
- по персоналу, задействованному в выполнении терпрограммы, – в Территориальный ФОМС.
5. Новое в статистической отчетности: новые формы для музеев и органов власти
5.1. Росстат утвердил новый шаблон отчета № 8-НК "Сведения о деятельности музея", по которой учреждениям предстоит отчитаться за 2022 год, и указания по ее заполнению. Что изменилось – смотрите здесь.
5.2. Новые формы статистической отчетности введены и для сбора данных в части строительства, инвестиций в нефинансовые активы и жилищно-коммунального хозяйства. Такие отчеты сдают органы власти и органы местного самоуправления. В частности, речь о формах № 4-жилфонд "Сведения о предоставлении гражданам жилых помещений", № 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов", № 22-ЖКХ (жилище) "Сведения о работе организаций, оказывающих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства..." и др. Одни новые шаблоны нужно применять начиная с отчета за 2022 год, по другим – отчитаться за периоды 2023 года. Подробная таблица со сроками и формами – в новостном выпуске.
6. Новое в работе с кадрами: бланк трудовой книжки больше не купишь в магазине
С 1 января 2023 года вводятся трудовые книжки нового образца. Минфин установил новый порядок, изменяющему правила ообеспечение работодателей бланками трудовых книжек. Для их приобретения работодатели будут обращаться к изготовителю либо специальным распространителям, информация о которых размещается на сайте изготовителя.
7. Новое решение по ключевой ставке: снижение продолжается
В сентябре ЦБ РФ вновь снизил ключевую ставку еще на 0,5%, установив с 19 сентября показатель в 7,5% годовых. Напомним, что размер ключевой ставки имеет значение при расчете, в частности:
- пеней по налогам, сборам, взносам;
- компенсации за задержку зарплаты и других выплат, причитающихся работнику;
- процентов за пользование чужими денежными средствами, и др.