ВС РФ: потребитель может не предъявлять в УК бумажное свидетельстве о поверке счетчика, если эти данные внесены во ФГИС "Аршин"
© ekostsov / Фотобанк Фотодженика |
Верховный Суд Российской Федерации – со второй "попытки" – признал частично недействующей норму подп. "д" п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 о том, что потребитель всегда обязан предъявлять копию свидетельства о поверке своего счетчика исполнителю коммунальных услуг (обычно это УК или РСО, а иногда – водоканал, электросбыт).
Суть проблемы в том, что сведения о поверке прибора учета (то есть о правильности его работы) уже давно заносятся в федеральную государственную информсистему (в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, он же – ФГИС "Аршин"), и вносит эти сведения то же самое лицо, которое и поверило этот счетчик. Следовательно, актуальные данные о пригодности счетчика всегда есть в общедоступном – а главное, – государственном – ресурсе. Казалось бы, у УК нет причин не доверять сведениям из этого государственного ресурса, однако ей как раз очень выгодно "делать вид", что счетчик не является поверенным, – ведь в таком случае потребителю выставляется счет не за фактически потребленные воду или свет, а по нормативу, да еще с повышающим коэффициентом. При этом формулировка спорного положения Правил № 354 позволяет "отмахиваться" от ФГИС "Аршин" и требовать бумажного свидетельства о поверке ИПУ.
Потребитель, который оказался заложником такой ситуации (ИПУ поверил, поверку оплатил, бумажное свидетельство требовать не стал, – в итоге получил располневшие счета за коммуналку от московского ГБУ "Жилищник", за которого заступились и столичные суды), пытался оспорить норму в Верховном Суде РФ, но в первой инстанции проиграл:
Получить доступ
- Часть 4 ст. 13 Федерального закона от 26 июня 2008 г. № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", действительно, предусматривает, что результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в ФГИС "Аршин". Однако он также предусматривает, что по заявлению владельца счетчика ему выдается свидетельство о поверке, или же соответствующая запись вносится в паспорт счетчика;
- Подпункт "д" п. 34 Правил № 354 устанавливает обязанность потребителя – обеспечить поверку и направить копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора, исполнителю коммунальной услуги,
- таким образом, включение сведений о проведенной поверке во ФГИС "Аршин" не освобождает потребителя коммунальных услуг от обязанности представить исполнителю копию выданного ему документа о поверке;
- и поскольку Закон об обеспечении единства измерений регулирует именно вопросы поверки средств измерений, а не вопросы ознакомления исполнителя коммунальных услуг с результатами поверки, то никакого противоречия тут нет.
Однако Апелляционная коллегия ВС РФ пришла к противоположным выводам:
- отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям и средствам измерений, применении средств измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений регулируются Законом об обеспечении единства измерений, который устанавливает, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется в том числе на измерения, выполняемые при учете количества энергетических ресурсов (п. 8 ч. 3 ст. 1 этого закона);
- Часть 4 ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений, в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 № 254-ФЗ, предусматривала, что результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки. Приведенной норме в полной мере соответствовало предписание подпункта "д" пункта 34 Правил № 354 в части, предусматривающей обязанность потребителя по направлению исполнителю копии свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета;
- между тем в настоящее время такого соответствия норме, имеющей большую юридическую силу, не имеется;
- распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2018 г. № 2935-р был утвержден план законопроектной деятельности Правительства РФ на 2019 г., пункт 36 которого предусматривал внесение законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обеспечении единства измерений" (в части установления приоритета электронной регистрации, оформления результатов в области единства измерений). В пояснительной записке к данному законопроекту, внесенному Правительством РФ в Госдуму РФ, указывалось, что он предусматривает внесение изменений в Закон об обеспечении единства измерений, направленных на установление приоритета электронной регистрации оформления результатов работ (услуг) в области обеспечения единства измерений. Переход от бумажной к электронной регистрации сведений о результатах работ (услуг) в области обеспечения единства измерений в части утверждения типа средств измерений и поверки средств измерений и придание данным сведениям юридической силы (сведения о результатах данных работ, содержащиеся в информационном фонде, однозначно подтверждают их результаты и этих сведений достаточно для подтверждения данных результатов);
- Федеральным законом от 27 декабря 2019 г. № 496-ФЗ в ряд статей Закона об обеспечении единства измерений внесены изменения, касающиеся поверки средств измерений. Так, ч. 4 ст. 13 названного закона закрепляет, что результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений;
- из содержания приведенной нормы федерального закона ясно и определенно следует, что в настоящее время результаты поверки средств измерений подтверждаются сведениями о результатах поверки средств измерений, включенными во ФГИС "Аршин", а не свидетельством о поверке средства измерений, которое перестало быть документом, подтверждающим факт проведения поверки, носит факультативный характер и выдается лишь по заявлению владельца средств измерений;
- Частью 6 статьи 13 Закона об обеспечении единства измерений, в редакции Федерального закона от 27 декабря 2019 № 496-ФЗ, установлено, что сведения о результатах поверки средств измерений передаются во ФГИС "Аршин" проводящими поверку юридическими лицами и предпринимателями в срок, установленный в порядке, предусмотренном ч. 5 данной статьи. Состав сведений о результатах поверки средств измерений и порядок включения указанных сведений во ФГИС "Аршин" определяются Минпромторгом в соответствии с ч. 3 ст. 20 этого федерального закона;
- приведенные выше изменения в статью 13 Закона об обеспечении единства измерений вступили в силу 24 сентября 2020 г. Следовательно, с этой даты подп. "д" п. 34 Правил № 354 в оспариваемой части не соответствует ч. 4 ст. 13 Закона об обеспечении единства измерений, что в силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ является основанием для удовлетворения административного иска.
Итог: спорная норма признана не действующей с 1 сентября 2022 г. в части, предусматривающей обязанность потребителя коммунальных услуг направлять исполнителю коммунальных услуг копию свидетельства о поверке или иного документа, удостоверяющего результаты поверки прибора учета, осуществленной в соответствии с положениями законодательства РФ об обеспечении единства измерений (Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 1 сентября 2022 г. № АПЛ22-283).