Новости и аналитика Новости ГИС ЖКХ и единый портал госуслуг: планы по взаимодействию с гражданами для предоставления информации и услуг

ГИС ЖКХ и единый портал госуслуг: планы по взаимодействию с гражданами для предоставления информации и услуг

ГИС ЖКХ: планы по взаимодействию с гражданами в целях предоставления информации и госуслуг через ЕПГУ
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика

Несмотря на то что на пути к цифровизации всех сфер жизни общества государство уже продвинулось достаточно далеко, эта работа еще находится в активной стадии. Спрос на электронные услуги растет – очевидно, что чем идти в госучреждение, предварительно узнавать его расписание, распечатывать документы, дожидаться в очереди, от руки заполнять заявление, гораздо проще получить услугу, например, через единый портал госуслуг, сделав все то же самое, но с компьютера или через мобильное приложение в удобном месте и в удобное время.

Соразмерно спросу повышается и активность законодателя в части расширения перечня электронных услуг и оптимизации порядка взаимодействия информационных систем с потребителями. Очередные действия в этом направлении готовы предпринять Минцифры России и Минстрой России – они разработали проект постановления Правительства РФ1, направленный на реализацию норм Федерального закона от 11 июня 2021 г. № 214-ФЗ "О внесении изменений в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Речь идет о положениях, конкретизирующих в том числе порядок синхронизации ГИС ЖКХ с единым порталом госуслуг для предоставления возможности пользователям системы получать информацию и электронные услуги через портал.

Так, документом планируется утвердить:

  • перечень случаев взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством единого портала госуслуг;
  • правила такого взаимодействия.

На ключевых положениях инициативы остановимся более подробно.


Случаи взаимодействия

Проект постановления предусматривает два перечня случаев взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами – при предоставлении информации и при предоставлении услуг посредством единого портала госуслуг.

Так, предполагается, что взаимодействие ГИС ЖКХ с гражданами будет налажено при получении ими через портал госуслуг:

  • счетов на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с информацией о задолженности по такой плате;
  • информации о начале обсуждения собственниками вопросов управления домом и повышения комфорта жизни в нем;
  • информации о начале формирования списка проблем в многоквартирном доме (далее – МКД) с возможностью внесения изменений или получения информации о внесении изменений в этот список;
  • информации о подходящем сроке поверки счетчиков с возможностью ознакомления с порядком проведения поверки.

Кроме того, взаимодействие предусмотрено при организации информирования собственников помещений МКД через личный кабинет на портале о плановом ограничении или приостановлении горячего водоснабжения.

Также обеспечить взаимодействие планируется при предоставлении следующих услуг:

  • внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги с применением системы быстрых платежей и иных инструментов и технологий оплаты;
  • внесение показаний индивидуальных приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов для расчета размера платы за коммунальные услуги;
  • получение собственником помещения в МКД информации о региональных адресных программах по проведению капремонта МКД, региональных программах капремонта общего имущества в МКД, краткосрочных планах реализации региональных программ капремонта общего имущества в МКД применительно к МКД, собственником помещения в котором он является;
  • получение информации о потраченных за прошлый год средствах на управление МКД лицом, осуществляющим деятельность по управлению МКД (с возможностью загрузки отчета).

ВАЖНО ЗНАТЬ

На рассмотрении Госдумы в настоящее время находится законопроект № 78299-8, предлагающий обеспечить возможность направления гражданами предложений по повестке дня общего собрания собственников помещений в МКД и возможность голосования по вопросам повестки дня общего собрания на едином портале госуслуг. Документ принят в первом чтении 19 мая текущего года.

 

Часть услуг в рамках рассматриваемого взаимодействия касается управляющих организаций. Например, речь идет о предоставлении информации о рейтинге такой организации, предоставлении возможности прохождения опросов на едином портале и выводе среднего рейтинга.

Здесь же указано на проведение общих собраний собственников помещений в МКД в форме заочного голосования с использованием единого портала и предоставлении возможности просмотра протоколов общих собраний собственников помещений в МКД. Напомним, проводить общие собрания в форме заочного голосования можно и сейчас, но с использованием ГИС ЖКХ и иных информационных систем.

Наконец, в перечне случаев взаимодействия указаны: предоставление информации о договорах с ресурсоснабжающими организациями по МКД с уведомлением о возможности заключения договора на поставку коммунальных ресурсов с РСО; подключение объектов капстроительства к системам теплоснабжения; подключение объектов капстроительства к централизованным системам горячего и холодного водоснабжения, водоотведения.


Порядок взаимодействия

Что касается проектируемых правил взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении услуг посредством единого портала, то они содержат не только указания на нормативные правовые акты, положения которых должны быть соблюдены при этом, но и конкретизируют порядок формирования запроса о предоставлении услуги.

Как и при иных услугах, предоставлять с использованием ГИС ЖКХ государственные и муниципальные услуги посредством единого портала госуслуг планируется с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Именно он содержит концептуальные положения, касающиеся общих требований к предоставлению государственных и муниципальных услуг, определяет права заявителей при их получении и обязанности органов и подведомственных им организаций – при предоставлении. Порядок и сроки информирования в случаях взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами тоже будут стандартными – напомним, порядок предоставления конкретной государственной или муниципальной услуги и стандарт ее предоставления, в котором, помимо прочего, оговариваются сроки, закрепляются в административном регламенте.

Между тем взаимодействие единого портала с ГИС ЖКХ в случае принятия документа должно будет осуществляться в соответствии с Правилами информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2021 г. № 1575 "Об утверждении правил информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде".

Согласно проекту для получения услуг, предусмотренных упоминаемым выше перечнем, необходимо сформировать запрос. Сделать это можно будет с использованием единого портала и исключительно путем заполнения размещенной на нем электронной формы. То есть дополнительная подача запроса в какой-либо иной форме не требуется.

При этом для удобства пользователей планируется обеспечить при формировании запроса:

  • возможность копирования и сохранения запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги;
  • возможность заполнения несколькими заявителями одной электронной формы запроса при обращении за услугами, предполагающими направление совместного запроса;
  • сохранение ранее введенных в электронную форму запроса значений в любой момент по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате для повторного ввода этих значений.

Вместе с тем предполагается, что некоторые поля формы запроса будут предзаполнены до начала ввода сведений – необходимые данные, отсутствующие в ГИС, "подтянутся" из имеющихся в Единой системе идентификации и аутентификации или сохраненных на едином портале госуслуг. Также можно будет спокойно вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы, не опасаясь, что ранее введенная информация исчезнет.

Проект регламентирует и минимальный срок доступа заявителя к ранее поданным на едином портале запросам – один год. Для частично сформированных запросов минимальный срок доступа составит 3 месяца.

Дополнительно при выявлении некорректно заполненного поля электронной формы будет появляться сообщение с указанием характера выявленной ошибки и порядка ее устранения. Такая опция станет доступной благодаря автоматической форматно-логической проверке сформированного запроса. Готовый и подписанный запрос вместе с иными документами, необходимыми для предоставления услуги, поступит в личный кабинет органа или организации в системе ГИС ЖКХ посредством информационно-технического взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Органы или организации при получении запроса зарегистрируют его и документы – причем последние не нужно будет повторно представлять на бумажном носителе, если иное не предусмотрено в федеральных или региональных нормативных актах.

В числе важных положений проекта постановления можно выделить и то, что отказать в приеме запроса и иных документов, необходимых для предоставления услуги, а также в предоставлении самой услуги не смогут в случае, если таковые поданы в соответствии с размещенной на едином портале и содержащейся в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций) информацией о сроках и порядке предоставления услуги.

С информацией о ходе выполнения запроса и порядке и сроках оказания услуги заявитель сможет ознакомиться бесплатно – такие сведения направят в его личный кабинет на едином портале госуслуг. "Доступ к информации о сроках и порядке предоставления услуги осуществляется без выполнения заявителем каких-либо требований, в том числе без использования программного обеспечения, установка которого на технические средства заявителя требует заключения лицензионного или иного соглашения с правообладателем программного обеспечения, предусматривающего взимание платы, регистрацию или авторизацию заявителя, или предоставления им персональных данных", – уточняется в тексте проекта. На направление органом или организацией, предоставляющими услугу, уведомления заявителю после завершения выполнения предусмотренных действий отводится один рабочий день. Уведомление планируется направлять с использованием средств единого портала и на адрес электронной почты.

Предполагается, что за всеми этапами предоставления госуслуги заявитель сможет следить – ему в личный кабинет единого портала придут:

  • уведомление о приеме и регистрации запроса и документов с указанием сведений о факте их приема и начале процедуры предоставления услуги, а также информации о дате и времени окончания предоставления услуги либо мотивированный отказ в приеме запроса и документов;
  • уведомление о факте получения информации, подтверждающей оплату услуги;
  • уведомление об этапах рассмотрения запроса и документов, необходимых для предоставления услуги;
  • результат предоставления услуги, содержащий сведения о принятии положительного решения о предоставлении услуги и возможности получить результат предоставления услуги либо мотивированный отказ в этом.

А форму результата услуги заявитель сможет выбрать сам – причем независимо от формы и способа обращения за ней: электронный документ, подписанный уполномоченным должностным лицом с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи; информация из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством РФ; документ на бумажном носителе в случае, если федеральными законами или сопутствующими им актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе. А для налаживания обратной связи с потребителем планируется после последнего этапа предоставления госуслуги – направления в личный кабинет результата ее предоставления, предлагать заявителю оценить качество предоставления соответствующей услуги с использованием единого портала.


***

В случае одобрения рассматриваемого проекта постановления оно вступит в силу тогда, когда начнут действовать соответствующие изменения в Перечень иных услуг, сведения о которых размещаются в федеральном реестре государственных и муниципальных услуг (функций), утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 мая 2017 г. № 865-р. Речь идет об отражении в этом перечне услуг, при предоставлении которых осуществляется взаимодействие ГИС ЖКХ с гражданами через единый портал госуслуг.

Согласно тексту документа обеспечением технической возможности взаимодействия ГИС ЖКХ с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством единого портала в рамках новых услуг займутся сами авторы инициативы – Минцифры России и Минстрой России.

19 сентября 2022 года завершится проведение независимой антикоррупционной экспертизы в отношении проекта, а 3 октября – его публичное обсуждение.

_____________________________

1 С текстом проекта постановления Правительства РФ "Об определении случаев и порядка взаимодействия государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства с гражданами при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций, а также при предоставлении иных услуг посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и материалами к нему можно ознакомиться на федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID: 02/07/09-22/00131389).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Расширен функционал портала госуслуг

Расширен функционал портала госуслуг

Напомним, ранее сообщалось, что кабмин приступает к реализации Концепции поэтапного перехода к предоставлению абсолютного большинства услуг для граждан в режиме 24/7.

На mos.ru доступны все государственные услуги в жилищной сфере

На mos.ru доступны все государственные услуги в жилищной сфере

С начала 2022 года от москвичей поступило уже 40 тыс. запросов по оказанию услуг в жилищной сфере, из них около 40% – через портал.

ОМСУ не должен возмещать УК расходы на "ковидную" дезинфекцию МКД и придомовых территорий

ОМСУ не должен возмещать УК расходы на "ковидную" дезинфекцию МКД и придомовых территорий

УК не смогла добиться компенсации своих миллионных расходов на мероприятия по дезинфекции мест общего пользования МКД за счет органа местного самоуправления, хотя эти мероприятия были проведены по указанию муниципальных властей.

Суд: согласование внеплановой проверки с прокурором само по себе свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда

Суд: согласование внеплановой проверки с прокурором само по себе свидетельствует о наличии угрозы причинения вреда

Ростехнадзор провел внеплановую выездную проверку электросетевой организации и обнаружил в деятельности 25 ее филиалов более тысячи эпизодов нарушений обязательных правил.