Определен порядок применения к банкам мер при недобросовестной продаже финансовых инструментов
© pressmaster / Фотобанк Фотодженика |
Банк России вправе ограничить заключение кредитной организацией договоров с физлицами об оказании финансовых услуг и сделок с ценными бумагами, если при их заключении клиентам была предоставлена неполная или недостоверная информация о таких договорах и сделках либо о возникающих при их исполнении рисках. Напомним, такая возможность предоставлена регулятору с 2021 года, однако порядок ее реализации до сих пор не был определен (ст. 74.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации").
В этой связи Банк России разработал указание от 31 марта 2022 г. № 6113-У – оно зарегистрировано в Минюсте России и вступит в силу 26 сентября 2022 года. Так, в соответствии с ним решение о применении к кредитной организации мер должно приниматься в течение 90 дней с момента выявления недобросовестного предоставления финансовой услуги. При этом должны учитываться следующие аспекты:
- наличие или отсутствие существенной угрозы правам и законным интересам физлиц, с которыми были заключены договоры (сделки);
- причины, способствующие возникновению правонарушения;
- степень влияния решения Банка России на экономическое положение (финансовую
- устойчивость) банка;
- наличие у кредитной организации согласованного с регулятором плана мер по финансовому оздоровлению или плана восстановления финансовой устойчивости.
Аналогичным образом Банк России будет действовать и при неоднократных нарушениях процедуры тестирования неквалифицированных инвесторов либо продаже им высокорисковых инструментов, предназначенных только для квалифицированных инвесторов. Предполагается, что использование новых инструментов позволит усилить защиту прав потребителей от недобросовестных практик продажи и оказания финансовых услуг.
"Введение человека в заблуждение может происходить как по вине конкретного менеджера, так и в результате системных нарушений правил продаж и раскрытия информации со стороны финансовой организации. В результате человек либо вообще не понимает рисков приобретаемого продукта, либо принимает его за другой, более надежный финансовый инструмент. Теперь такие продажи нам будет легче останавливать до исправления нарушений. В вопиющих случаях, когда нечестное поведение продавца приводит к убыткам клиентов, финансовая компания будет обязана отменить продажу и вернуть деньги потребителю", – уточнил руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России Михаил Мамута.
Отметим, ранее банкам было рекомендовано предупреждать клиентов об изменении условий обслуживания не менее, чем за 15 дней. Это связано с тем, что на сегодняшний день каких-либо требований к кредитным организациям в части срока информирования граждан о планируемых изменениях их обслуживания банковское законодательство не содержит. Как показывает практика, банки предупреждают клиентов о готовящихся "реформах" в кратчайшие сроки, фактически лишая их возможности должным образом ознакомиться с предложенными условиями обслуживания и их особенностями.