Новости и аналитика Новости ВС РФ отказался отменять санитарную норму, которая может "блокировать" сортировку ТКО

ВС РФ отказался отменять санитарную норму, которая может "блокировать" сортировку ТКО

ВС РФ отказался отменять санитарную норму, которая может "блокировать" сортировку ТКО 
© SergPoznanskiy / Фотобанк Фотодженика

Верховный Суд РФ отказался признавать недействующим п. 6 СанПиН 2.1.3684-21, который способен подорвать экономический стимул для перехода потребителей на раздельный сбор бытового мусора:

  • основным "меркантильным" соображением в пользу раздельного сбора ТКО является снижение стоимости коммунальной услуги по вывозу мусора. Потому что за вывоз несортированных ТКО следует платить исключительно по нормативам накопления отходов, и при этом абсолютно неважно, больше или меньше мусора, в литрах или килограммах, принесут потребители на площадку ТКО, – стоимость услуги от этого никак не изменится. В регионах, где норматив накопления "привязан" к квадратному метру помещения, а не количеству людей в нем, не имеет даже значения, живет ли кто-то в помещении, – за вывоз теоретических ТКО собственник пустой квартиры все равно обязан заплатить;
  • если же осуществлен переход на раздельный сбор ТКО, то – согласно Правилам коммерческого учета ТКО, – подсчет вывозимых отходов осуществляется по количеству и объему контейнеров для накопления ТКО, установленных на мусорной площадке. На практике, при сортировке ТКО количество заполненных мусорных баков, зачастую, начинает сокращаться, – потребители активно сдают макулатуру, стекло и пластик на пункты приема вторсырья, отдают железки в прием металлолома, устанавливают в кухонных раковинах измельчители пищевых отходов;
  • поэтому, казалось бы, и плата за вывоз ТКО должна уменьшаться для таких сознательных сограждан, которые тратят свои силы и время на сортировку мусора;
  • однако на самом деле для уменьшения платы за обращение с ТКО мало уменьшить объем самих отходов. Необходимо еще включить это "похудевшее" количество мусорных баков в договор между УК и мусорным оператором,
  • а этот договор должен учитывать положения санитарного законодательства, поскольку "накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения". Во всяком случае, на это указали суды в споре между УК и оператором ТКО об урегулировании разногласий (о количестве баков для сортированного мусора), возникших между сторонами при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО;
  • а санитарное законодательство, в свою очередь, требует – независимо от того, сортируется ТКО или нет, – иметь на мусорной площадке столько баков для мусора, сколько их полагается иметь по нормативам для несортированного мусора (дословно: "количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО");
  • таким образом, мусорный оператор, опираясь на данное положение СанПиН 2.1.3684-21, требует от потребителя при раздельном учете ТКО устанавливать мусоросборники в количестве, соответствующем установленным нормативам накопления ТКО. И не только требует, но и получает эффективную судебную защиту, – в упомянутом споре суд пришел к выводу о том, что количество мусоросборников, устанавливаемых сортирующим потребителем на контейнерной площадке, должно соответствовать объему отходов, который должен был бы образовываться согласно нормативу накопления ТКО, утвержденному исполнительным органом субъекта РФ. А у потребителя исчезает экономический интерес вообще ввязываться в сортировку ТКО,
  • между тем, ст. 3 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" вводит, в том числе, декларирует использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве основного принципа госполитики в области обращения с отходами (Решение Верховного Суда РФ от 30 июня 2022 г. № АКПИ22-343Определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2022 г. № 306-ЭС22-6541).

Эти доводы, однако, были отклонены Верховным Судом РФ:

  • приведенные заявителем в обоснование своей позиции нормы "мусорного" законодательства не предусматривают какие-либо правила определения количества и объема контейнеров, подлежащих размещению на контейнерных площадках, и вообще имеют иной предмет регулирования в отличие от спорных СанПиН;
  • в свою очередь,п. 3 ст. 13.4 Закона об отходах № 89-ФЗ и пункт 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО № 1039 предусматривают, что места (площадки) накопления ТКО должны соответствовать требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения,
  • а следовательно, доводы административного иска о несоответствии абз. 1 п. 6 спорных СанПиН положениям законодательства, имеющего большую юридическую силу, основаны на ошибочном толковании норм материального права;
  • оспариваемый административным истцом в части пункт 6 СанПиН входит в предмет санитарно-эпидемиологического нормирования и устанавливает обязательные санитарно-эпидемиологические требования к месту накопления ТКО (контейнерной площадке), в частности к количеству размещаемых контейнеров, не изменяя и не затрагивая правовых основ определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также вопросов осуществления их коммерческого учета.

Документы по теме:

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Читайте также: