Новости и аналитика Новости Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 7 ноября 2008

Мнения и комментарии членов Совета Федерации. 7 ноября 2008

Первый заместитель Председателя Совета Федерации, представитель в СФ от Правительства Республики Марий Эл А. Торшин: "Кадровый потенциал Совета Федерации в результате реформы будет усилен".

Совет Федерации в скором времени примется за разработку законопроектов, предполагающих изменение порядка формирования верхней палаты парламента. Их текстов пока нет, есть несколько идей Председателя палаты Сергея Миронова, который всегда был за выборность Совета Федерации, и последовательно отстаивал этот принцип.

Что касается отмены ценза оседлости, то эта мера оправдана. На определенном этапе ценз оседлости был необходим, чтобы отсечь проникновение во власть людей с небезупречной репутацией. Сейчас государственная система окрепла, и мы можем отказаться от ценза, так как он ограничивает права человека.

Все страны мира прошли через реформы парламентов. Система, похожая на действующую российскую, долго существовала в США, а в Великобритании, до сих пор не отменено наследственное право консулов. Россия сейчас находится в поиске оптимального порядка формирования Совета Федерации. Президент специально подчеркнул, что не должно быть кампанейщины - необходим переходный период. Кадровый потенциал палаты в результате реформы должен быть усилен.

Совет Федерации и Государственная дума работали над этой темой. И поскольку уже накопилось много исходного материала, законопроект может быть закончен в ближайшее время.

Что касается сроков переходного периода, то так как Совет Федерации постоянный орган власти и не может быть распущен как Госдума, ротацию кадров надо проводить по мере истечения срока полномочий конкретных сенаторов. Такой порядок обеспечит непрерывность законодательного процесса. Хочу подчеркнуть, что система двухпалатного парламента направлена на устойчивость законодательной базы.

Послание Президента - цельный документ, в котором помимо предложений изменить порядок формирования Совфеда, есть также предложение об увеличении сроков полномочий Президента и Думы, а также получение мандатов непобедившими партиями, набравшими 5-7%.

Кроме того, хочу затронуть близкую мне тему - реформирование судебной системы. В этот процесс должны включиться механизмы гражданского общества, ведь наша судебная система была создана без учета российской специфики.

Судьи из независимых стали бесконтрольными - судьи по сути сами себя контролируют.

Вместе с тем юридическое сообщество может дать объективную оценку деятельности судей. В частности, к оценке профессиональных качеств отдельных судей можно привлечь ассоциацию юристов России, которая смогла бы тестировать судей и давать рекомендации.

Сейчас Президент РФ назначает федеральных судей указом. Однако напомню, что при советской власти существовала выборность судей. Предлагаю выбирать судей по представлению Президента. Кроме того, считаю, что каждый судья хотя бы раз в 5 лет проходил проверку. Специальный статус судей и бесконтрольность - вещи несовместимые.

Заместитель председателя Совета Федерации, представитель в СФ от Совета народных депутатов Кемеровской области С. Орлова: "Необходимость корректировки отдельных положений конституции, особенно касающихся полномочий власти, назрела давно".

Необходимость изменений отдельных положений российской конституции, особенно касающихся полномочий власти, уже давно обсуждается в обществе, как логичная и своевременная мера. Дмитрий Медведев предложил увеличить срок полномочий главы государства и Госдумы, изменить порядок формирования верхней палаты парламента. Считаю, что четыре года президентских полномочий для такой большой страны, как Россия, слишком малый срок. Нет возможности работать и выполнять запланированное. И России необязательно следовать примеру США, где установлен четырехлетний срок полномочий президента.

Я поддерживаю предложение Президента формировать СФ из представителей законодательных органов и местного самоуправления. Подобная практика приблизит палату к простым людям и создаст прочную основу для ее законодательной работы.

С реализацией этих предложений президента в России выстроится целостная система власти.

Приветствую предложение Президента повысить роль институтов гражданского общества в работе законодательных органов власти. Кроме того давно назрела необходимость снизить количество подписей избирателей, которые нужны для участия партий в парламентских выборах.

Никто не должен остаться за бортом, ведь партии представляют интересы реальных людей.

В тоже время хочу подчеркнуть, что внесение корректив в Конституцию не должно происходить в авральном темпе. Президент и Госдума недавно избраны и перед властью сейчас стоят актуальные задачи по преодолению последствий кризиса. Законодательную работу по внесению корректив в Основной Закон страны мы должны проводить постепенно и вдумчиво.

Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам, представитель в СФ от администрации Псковской области М. Маргелов: "Послание - это программа развития".

Послание президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию подтверждает наличие у нашей страны исключительно большого модернизационного потенциала. Об этом свидетельствует представленная в Послании программа демократизации государственного управления и общества.

Политические свободы граждан и их частная собственность неприкосновенны, заявил Президент. А это фундамент современных преобразований и развития. Особое внимание обращает на себя решение предоставить Федеральному Собранию право контроля за работой исполнительной власти. Это облегчит решение других обозначенных Президентом проблем, в том числе - борьбу с коррупцией.

 Безусловно, демократическими преобразованиями следует считать ликвидацию денежных залогов на выборах всех уровней, а также гарантии представительства в Думе партиям, набравшим на выборах от пяти до семи процентов голосов. Более демократичной будет верхняя палата нашего парламента, членами которой станут избранные в региональные собрания граждане. Хочется отметить, что все политические преобразования будут сделаны в рамках действующей Конституции.

Вместе с социальной частью это Послание и следует считать программой развития, о чём Дмитрий  Медведев говорил во время своей предвыборной кампании.

Сегодня мировое сообщество живёт в ожидании изменений мирового порядка. И внешнеполитическая часть Послания находится не просто в русле этих ожиданий, но содержит конкретные предложения по этим изменениям. Россия вновь заявила о своей приверженности полицентричному демократическому мироустройству. Это устройство должно блокировать эгоистичные и опасные решения отдельных стран. Россия предлагает новую систему глобальной безопасности. В то же время РФ вынуждена защищать свои национальные интересы. И Президент подробно рассказал об ответных мерах на расширение НАТО на восток и сооружение в Восточной Европе объектов ПРО США. При этом мы не собираемся ни с кем конфликтовать, в том числе и с Америкой.

Послание Президента внушает оптимизм и веру в то, что провозглашенный Дмитрием Медведевым курс на развитие будет успешно реализован.

Заместитель председателя Комитета СФ по международным делам, представитель в СФ от Народного Собрания Республики Ингушетия В. Лихачев: "Обращение опирается на выверенный анализ процессов в мировой политике и экономике».

Послание Президента к Федеральному Собранию носит стратегический характер и опирается на выверенный анализ процессов в мировой политике и экономике.

Надо признать, что мы свидетели кризиса государственности в мире, ослабления его цивилизаторской сущности, роста неадекватных действий отдельных стран, в том числе входящих в состав "золотого миллиарда". Следствие этого - формирование в мире атмосферы напряженности, неуважения к суверенитету друг друга, забвение обязательств по сотрудничеству и защите международного права.

Россия четко представляет свою роль в качестве демократического государства, которое развивается само и содействует развитию окружающего мира посредством дипломатии, взаимного уважения интересов и высокой ответственности за соблюдение прав человека, народов и государств.

И в этом смысле нашу страну возможно было бы назвать своего рода социолого-политическим и легитимным опекуном государств мира в эпоху глобализации. Сформулированные главой государства идеи лягут в основу решений высокого уровня.

Выступление Президента России еще один исторический шаг к формированию российского взгляда на миротворчество в современных условиях.

Председатель Комиссии СФ по взаимодействию со Счетной палатой РФ, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Магаданской области С. Иванов: "Сенаторы должны представлять не только органы власти регионов, но самое главное - его население".

Абсолютно согласен с предложением Президента РФ Дмитрия Медведева увеличить сроки полномочий главы государства и Госдумы соответственно до 6 и 5 лет. Для любого руководителя четыре года - это очень мало. Независимо от того, был ли человек во власти, или не был, когда он становится президентом, он продолжая политику своего предшественника, все равно будет выстраивать свою линию. Четыре года для Госдумы - это тоже недостаточно. Не успев избраться, начать работать, депутаты уже через два года начинают новую предвыборную кампанию. От этого страдает дело.

Теперь об изменении порядка формирования Совета Федерации. Напомню, что порядок формирования верхней палаты менялся несколько раз и аналогичные предложения звучали и раньше. Наверное, это правильно, ведь мы же палата регионов, и регион в СФ должен представлять человек, который его хорошо знает. Ценз оседлости, который был введен некоторое время для сенаторов, не нужен. Главное не в том, чтобы человек прожил или проработал в регионе 10 лет, а чтобы от него была польза.

Тем более, что Президент подчеркнул, что изменения порядка формирования СФ надо провести без потрясений и кадровой чехарды, предусмотрев переходный период и меры по сохранению кадрового потенциала верхней палаты.

Первый заместитель председателя Комиссии СФ, представитель в СФ от Законодательного собрания Иркутской области В. Межевич: "Конституция" и "Человек" - будут приоритетами государственной политики и нашими главными ценностными ориентирами".

Первое Послание Дмитрия Медведева Федеральному Собранию прозвучало как программный документ Президента истинно демократического общества, закладывающий идеологическую основу на весь президентский срок.

Особый акцент Президент сделал на Основном Законе России - Конституции РФ, возможностях, которые она предоставляет для дальнейшей демократизации общества. Основные тезисы выступления: больше власти демократии, больше власти избранным органам, а, соответственно, людям, которые избрали эту власть. Как подтверждение - посылы о подотчетности Правительства РФ Федеральному Собранию, об особой роли партии, победившей на выборах в регионах, в выстраивании вертикали исполнительной власти. И в этом неоспоримая логика. Партия победила на выборах, значит, ее действиям доверяет большинство населения. 

В Послании Президент обозначил направление, в котором будет развиваться наше общество. К правилу "четырех И" - инновации, инвестиции, инфраструктура, институты - было добавлено "Конституция", "Человек". Эти приоритеты государственной политики были и будут нашими главными ценностными ориентирами.

Член Комитета СФ по правовым и судебным вопросам, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Амурской области А. Галлямов: "Изменение порядка формирования Совета Федерации повысит статус сенаторов".

Изменение порядка формирования Совета Федерации приведет к повышению статуса членов верхней палаты парламента. Если члены СФ будут избираться населением региона, это повысит их статус, а сейчас они зависят от губернатора и от Законодательного собрания региона.

При новом порядке формирования палаты основной состав палаты останется. Те, кто реально работают в своих регионах, конечно, будут переизбраны. Я поддерживаю предложение отменить ценз оседлости для сенаторов. Это логично. Людей нужно оценивать по работоспособности, а не по месту жительства. В регионе не будет избран человек, который ничего для региона не делает, там депутаты молчать не станут.

Заместитель председателя Комитета СФ по социальной политике и здравоохранению, представитель от исполнительного органа государственной власти Самарской области К. Титов: "Что СФ нуждается в реконструкции, кажется, уже всем ясно".

Механизм нового порядка формирования верхней палаты нуждается в серьезной проработке, однако то, что СФ нуждается в реконструкции, кажется, уже всем ясно. Я очень рад, что в Послании Президента это прозвучало. По его словам, Совет Федерации нуждается в более четком представлении интересов субъекта Федерации. У нас ведь губернатор может быть назначен откуда угодно куда угодно, а сенатор по действующему порядку должен 10 лет проработать в регионе, а это дискриминация.

Считаю также очень важным прозвучавшее в Послании предложение, о том чтобы партии, получившие от 5 до 7% голосов на выборах, могли бы иметь 1-2 депутатских мандата в Госдуме. Мне понравилась идея, что при этом отменять 7-процентный барьер не будут. Таким образом партию в Думе будет представлять человек с депутатским мандатом, который сможет выступать и в парламенте, и в СМИ. Будет был услышан голос меньшинства. Большинство к меньшинству не всегда прислушивается, но, по крайней мере, его голос будет услышан. Ведь меньшинство не всегда бывает неправо.

Первый заместитель председателя Комиссии СФ по делам молодежи и спорту, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти ивановской области Ю. Смирнов: "Государство поможет экономике выстоять в условиях кризиса".

Послание Президента РФ Федеральному Собранию программно. По тематике оно было многогранным. В нем подробно и ясно обозначена стратегия развития внутренней и внешней политики России, направленная на укрепление ее положения в мире и усиление демократических основ нашего общества.

Говоря о внешней политике, президент сделал особый акцент на агрессии Грузии в Южной Осетии и на недопустимости подобных действий в будущем. При этом Д.Медведев подчеркнул, что Россия никогда не ослабит своих позиций на Кавказе.

Важное внимание Президент уделил глобальному финансовому кризису, в который, к сожалению, втянута и Россия. Как заявил глава государства, наша страна не только выстоит в условиях кризиса, но и выйдет из него заметно окрепшей. При этом необходимо сделать все, чтобы направленные государством через банки средства для сохранения финансовой устойчивости как можно быстрее дошли до получателей, прежде всего - до предприятий промышленного сектора и малого бизнеса, до сельхозпроизводителей. Я считаю, что планомерные и оперативные действия государства позволят смягчить последствия финансового кризиса и помогут финансовому, промышленному и аграрному секторам экономики выстоять в непростые времена.

Шагом, ориентированным на стабильное развитие политической системы, можно считать заявление Дмитрия Медведева о необходимости продления срока президентских полномочий до 6 лет, а депутатов Госдумы - до 5 лет. Этой же цели должны служить и гарантированные депутатские места партиям, набравшим на выборах в Госдуму от 5 до 7%. По действующему законодательству такие партии претендовать на места в нижней палате российского парламента не могут.

Позитивно оцениваю также предложение Президента пересмотреть порядк формирования Совета Федерации и об отмене так называемого ценза оседлости. Состав верхней палаты Федерального Собрания должен формироваться только из числа лиц, избранных в региональных парламентах. Это позволит повысить роль и эффективность работы Совета Федерации.

Председатель Комиссии СФ по национальной морской политике, представитель, от законодательного собрания Мурманской области В. Попов: "Новый порядок формирования СФ - это вопрос времени".

Вопрос о новом порядке формирования Совета Федерации еще будет обсуждаться на стадии подготовки законопроекта. Новая система будет вступать в силу постепенно: члены СФ станут избираться по-новому, когда будет истекать срок полномочий прежних сенаторов.

 

Читать ГАРАНТ.РУ в и