Собственникам жилых помещений могут предоставить право на получение данных о прописанных в них третьих лицах без их согласия
© AllaSerebrina / Фотобанк Фотодженика |
Предлагается внести изменение в ч. 14 ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1, предусматривающее установление права собственника жилого помещения на бесплатное получение информации о прописанных в них третьих лицах – в том числе иностранных гражданах – без их согласия. Объем предоставляемых данных будет включать в себя сведения, позволяющие идентифицировать данных лиц – Ф. И. О., дата и место рождения, дата регистрации по месту жительства (месту пребывания), а в отношении иностранных граждан – также гражданство, дата и сроки регистрации по месту жительства и постановки на учет по месту пребывания. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму 27 мая 2022 года.
В качестве обоснования разработанной инициативы ее авторы приводят следующие доводы. Так, собственник жилого помещения вправе предоставить во владение или в пользование принадлежащее ему жилое помещение иным лицам на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юрлицу на основании договора аренды или на ином законном основании (ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса). При этом собственник несет бремя содержания своего жилья, а если данное помещение является квартирой, то и общего имущества в соответствующем МКД. При реализации собственником перечисленных прав и обязанностей крайне необходимо наличие официальной информации о количестве лиц, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) в его жилом помещении, а также сведений, позволяющих идентифицировать данных лиц. Источником такой информации могла бы служить адресно-справочная информация, а также информация из ГИС миграционного учета, то есть сведения о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. Согласно ст. 3 Закона № 5242-1 МВД России ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах России и на его основе организует адресно-справочную работу. Вместе с тем в силу ч. 14 ст. 3 Закона № 5242-1 территориальные органы внутренних дел предоставляют адресно-справочную информацию физическим и юридическим лицам по их запросам только при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается.
В каких случаях арендатор вправе требовать расторжения договора аренды? Узнайте в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ.
Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Таким образом, действующими нормами законодательства право собственника жилого помещения на получение в органе регистрационного учета информации о регистрации в его собственном помещении иных лиц, являющихся гражданами РФ, ограничено необходимостью получения их согласия. В отношении же иностранных граждан и лиц без гражданства выдача такой информации органами учета не предусмотрена вовсе. При этом сведения о зарегистрированных в жилом помещении лицах являются важным условием совершения законных сделок с таким помещением, служат доказательством добросовестности его продавца – наймодателя, арендодателя – и позволяют оценить правовые последствия совершения сделки в части возможности беспрепятственной реализации вновь возникающих прав у нового собственника. В пояснительной записке к проекту отмечается, что особые сложности возникают при наследовании жилого помещения. Так, новый собственник зачастую не обладает объективной картиной о зарегистрированных в жилом помещении лицах, имеющих право им пользоваться, и несет существенные риски, совершая юридически значимые действия в отношении своего имущества. Кроме того, достоверная адресно-справочная информация необходима при расселении аварийных и подлежащих сносу жилых помещений – для определения права на предоставляемую жилплощадь, а также постановке органами МСУ граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, оформлении ипотечных кредитов в банковских организациях и т. д.
Правительство РФ поддерживает разработанный законопроект.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 131376-8 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и статью 10 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.