Новости и аналитика Новости СТРОИТЕЛЬСТВО - ЭТО ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИКИ. ЕГО НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬ

СТРОИТЕЛЬСТВО - ЭТО ЛОКОМОТИВ ЭКОНОМИКИ. ЕГО НЕЛЬЗЯ ОСТАНАВЛИВАТЬ

Одним из вопросов, которые рассмотрел президиум Совета законодателей - о законодательном обеспечении реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". 

Предваряя его обсуждение, Председатель Совета Федерации С. Миронов сказал о возникших проблемах с жилищным строительством и в строительной отрасли в целом.

 "Кризис свое дело делает, и мы это чувствуем. Некоторые строительные компании находятся уже просто на грани банкротства. Многие наши граждане сталкиваются с тем, что компании требуют от них перезаключения договоров с новыми процентами, либо предлагается, если они не согласны, выплачивать полную стоимость. И проценты по ипотечному кредитованию сейчас уже доходят до 17-20", - сообщил Председатель СФ.

С. Миронов обратил внимание на высказывание Председателя Правительства РФ В. Путина о том, что следует, несмотря на кризис, продвинуться в решении социальных проблем и серьезно поддержать строительный сектор. "Я думаю, что это абсолютно правильное решение. Мы с вами помним эту известную цифру: на каждый рубль, который начинает работать в строительстве, откликается семь рублей в других сферах экономики. Потому что строительный бизнес и строительная сфера - это своеобразный локомотив", - подчеркнул спикер.

С. Миронов напомнил,  что из Фонда содействия реформированию ЖКХ на расселение аварийных домов дополнительно выделено 50 млрд. рублей, 21 млрд. рублей выделяется Министерству обороны Российской Федерации на обеспечение жильем военнослужащих, и также 60 млрд. рублей выделяется Агентству по ипотечному и жилищному кредитованию, они пойдут на выкуп закладных у региональных операторов. Государство готово обеспечить финансирование незавершенных объектов, прежде всего в сфере жилья. Спикер верхней палаты российского парламента  считает, что эти меры очень важны.

То, что государство сейчас пытается повлиять на ситуацию в строительстве жилья, С. Миронов охарактеризовал как положительное явление. Он напомнил, что сам неоднократно выступал за массовое строительство социального жилья  и сдачу его потом в аренду от имени государства, за создание государственной строительной корпорации, которая бы регулировала эти вопросы.

В то же время  спикер обратил внимание участников заседания на «огромные административные барьеры, которые мешают нашим строителям». «Помните, по другому поводу В. Путин сказал: "Пыль замучаетесь глотать". Так вот, наши строители в прямом смысле слова не только цемент, но, прежде всего, бюрократическую пыль глотают по полной программе. За любым чихом столько инстанций! А если я по-простому скажу, то зачастую за этим просто вымогатели денег сидят. Вымогают нагло, цинично, все строительные компании уже знают тарифы, где, чего стоит, и бегают по кругу".

С. Миронов призвал "более пристально взглянуть на эту проблему в свете противодействия коррупции".

Участники обсуждения остановились не только на правовых проблемах национального проекта, но и на других аспектах жилищной политики, которые должны способствовать успешной его реализации. В частности, этот вопрос был рассмотрен на примере Московской области.

После начала действий национального проекта "Доступное и комфортное жилье гражданам России" произошла заметная активизация работы строительного комплекса в регионе. Основным правовым документом по реализации приоритета национального проекта на территории Московской области является областная целевая программа "Жилище: 2006-2010 годы". Она включает в себя пять подпрограмм. Это модернизация объектов коммунальной инфраструктуры, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой, обеспечение жильем молодых семей и отдельных категорий работников бюджетной сферы. Кроме этого, утверждены областные подпрограммы по развитию системы ипотечного жилищного кредитования, формированию и модернизации жилищных коммунальных комплексов.

В 2007 году утверждена схема территориального планирования Московской области и принят закон о генеральном плане развития области. Последние годы особое внимание уделяется законодательному обеспечению предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Меры, принимаемые в рамках приоритетов национального проекта на территории области, оказались действенными.

В 2007 году на территории Подмосковья за счет всех источников финансирования было построено  и сдано в эксплуатацию 7,5 миллионов кв. метров жилья, или более квадратного метра на одного жителя. Сегодня это лучший показатель в Российской Федерации.

Однако, для большей части населения жилье по-прежнему остается недоступным.

Одна из возможностей что-то изменить в этом направлении, по мнению членов президиума Совета законодателей, - провести корректировку законодательства в гражданско-имущественной сфере.

Следующая проблема связана с обеспечением жильем граждан, стоящих в очереди на получение жилья, а также работников бюджетной сферы. Для улучшения ситуации целесообразно было бы законодательно установить механизм формирования муниципальных жилищных фондов социального использования за счет средств федерального и регионального бюджетов на условиях самофинансирования.

Говоря о необходимости  достижения высоких показателей по вводу жилья, участники дискуссии отметили существенный дисбаланс в развитии между крупными городами и остальными территориями. Решать проблему неравномерного развития территорий, по их мнению,  нужно путем поддержки развития малых и средних городов, сел, а также введения ограничительных мер на жилищное строительство в мегаполисах.

Остается открытым вопрос доступности жилья. Следует, говорилось на заседании, честно признать, что ни один из инструментов приоритетного национального проекта не позволяет решать жилищный вопрос для большинства граждан, которые формально не являются малоимущими, и в тоже время не имеют возможности приобрести жилье в собственность, в том числе с помощью ипотеки.

Один из путей решения проблемы  участники заседания видят в  создании жилищного фонда некоммерческого использования и предоставление этих жилых помещений в некоммерческий наем.

Еще один вопрос, который вызывает серьезные затруднения, указали участники обсуждения,  возникает на региональном уровне при реализации норм федерального законодательства. В соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" средства федерального бюджета на обеспечение жильем указанных категорий граждан выделяются из расчета 18 кв. метров на одного льготника. При этом расчет субсидий ведется по стоимости квадратного метра общей площади жилья значительно меньшей, чем реальная стоимость по субъекту. Поэтому реализовать на практике нормы этих законов трудно, так как квартир по 18 кв. метров практически не существует.

Также не существует и таких квартир, как квартиры по 22 кв. метра, которые планируется приобретать для ветеранов Великой Отечественной войны в 2009, в 2010 годах за счет средств федерального бюджета. Предлагается, чтобы средства выделялись не на одного очередника, а в целом на семью, в которой он проживает, из расчета 18 кв. метров на члена семьи из трех и более человек, 42 кв. метра на семью из двух человек и 33 кв. метра на одиноко проживающего гражданина.

Также очень остро стоит проблема с подготовкой кадров для строительства и жилищно-коммунального хозяйства, этот вопрос должен найти свое отражение в программных документах, определяющих государственную жилищную политику.

И еще один блок вопросов связан с выбором земельных участков под застройку. Проблему можно решить путем внесения поправок в федеральное законодательство, предусматривающее прямое выделение земли под некоммерческое строительство. Говорилось об  отсутствии свободных площадок под застройку. К примеру, в Московской области практически вся земля находится в частной собственности и во многих случаях используется не по целевому назначению, а нередко является объектом спекуляций. Нужен правильный механизм принудительного выкупа по рыночной стоимости земельных участков, используемых не по целевому назначению для жилищного строительства, подчеркивали выступающие.

Отмечено также, что входящие в федеральную целевую программу  подпрограммы по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой по ряду причин практически не работают. Обязательства по обеспечению коммунальной инфраструктурой участков под застройку возлагаются на застройщиков, а это увеличивает стоимость жилья, в разы.

Не обошли на заседании президиума Совета законодателей и проблему процентных ставок по ипотеке, которые  выросли уже с 17 до 20 процентов, а по прогнозу будут еще выше. Выходом из ситуации могло бы, по их мнению,  стать привлечение долгосрочных ресурсов Пенсионного фонда для ипотечного жилищного кредитования.

Очевидно, что эти и другие вопросы невозможно решить только на уровне отдельного субъекта Российской Федерации. Нужно скоординировать систему работы по совершенствованию как регионального, так и федерального законодательства.

Председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству О. Толкачев, выступая на заседании, сказал, что проблема состоит  в том, что "мы все время стараемся стимулировать спрос, а должны стимулировать строительство".  По его убеждению, нужно поддерживать строительные компании, в том числе, законодательно. "По социальному жилью и по арендному жилью уже должны быть действия не рекомендательного характера, а уже с оттенком директивности", - убежден он. И привел пример, "когда в достаточно развитой стране,  такой как Канада, и в не самой бедной провинции, такой как Онтарио, в  Торонто, нормально действует плановая экономика, где четко и ясно расписано, сколько нужно арендного жилья".

А самой серьезной проблемой сенатор назвал ипотеку, заявив, что ее сегодня просто нет, "потому что 20 процентов, 18 процентов, даже 10 процентов - это не ипотека, так как за пять лет кредит удваивается и никак не может быть ипотекой". О. Толкачев уверен, что без наличия нормально работающей ипотечной системы невозможно  простимулировать  ни спрос, ни предложение  в строительстве.

О. Толкачев отметил, что субъектам не удается выйти на уровень самостоятельного развития ЖКХ и строительства без поддержки центра,  местным властям необходима государственная поддержка в виде дотированных выплат из средств федерального бюджета.  Он также заявил о необходимости е решать вопрос об ответственности руководителей, заметив, что  реализация проекта видна в Татарстане, Московской области, Краснодарском крае, то есть там, где есть мощные региональные программы. "Если бы, скажем, хотя бы часть регионов подтянулась за лидерами, наверное, и проблема была бы меньше", - заметил он.

Президент Ассоциации строителей России Н. Кошман, в свою очередь, сообщил, что по инициативе С. Миронова была разработана концепция социальной и жилищной политики и социального жилья в Российской Федерации. Она рассматривалась во всех федеральных округах.

Большинство регионов поддерживают необходимость принятия на федеральном уровне подобного документа, а также выражают принципиальную поддержку основным положениям концепции, сказал Н. Кошман. Документ был одобрен на правлении РСПП, а на Байкальском экономическом форуме его основные положения представлял уже Минрегионразвития. Н. Кошман считает, что принятие концепции актуально и потому, что сейчас резко снижается инвестиционный потенциал строительства и в результате строительная отрасль переживает трудные времена.

В основе названной концепции, по словам Н. Кошмана, заложен ориентир - переход к новому этапу развития в жилищно-строительной сфере на основе социально-жилищных направлений. Она направлена на поддержку развития рыночных отношений, создание условий, позволяющих удовлетворить потребность в комфортном жилье экономически активной части населения, и оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые в силу различных объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно.

В решении проблемы социального жилья, на его взгляд, должны участвовать три бюджета - федеральный, муниципальный и региональный. Следует эффективнее использовать частно-государственное партнерство. Надо  внести и необходимые изменения в Градостроительный кодекс, в Земельный кодекс.

Заместитель Председателя СФ А. Торшин поддержал инициативу Н. Кошмана о вынесении проблемы на обсуждение Совета законодателей, "потому что положение достаточно тревожное и требующее реагирования. Тем более что сегодня были высказаны серьезные претензии к действующему законодательству, которое надо обновлять".

Читать ГАРАНТ.РУ в и