В Роспотребнадзоре предупредили о навязывании жителям МКД "добровольного" страхования имущества
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика |
Согласно информации с официального сайта Роспотребнадзора, в последнее время стала весьма распространенной недобросовестная практика управляющих компаний по включению в платежный документ за оплату ЖКУ жителям многоквартирных домов платы за добровольное страхование квартиры при фактическом отсутствии каких-либо договорных отношений со страховой компанией.
Сообщается, что процедура данной практики такова: в почтовые ящики жильцов раскладываются "информационные письма", содержащие оферту – предложение заключить договор страхования имущества. После этого – на следующий месяц – приходит квитанция на оплату ЖКУ, уже содержащая строку "добровольное страхование". И если потребитель не заметит и оплатит все услуги, указанные в квитанции, то считается, что гражданин согласился с предложенными условиями договора страхования и после оплаты соответствующего счета договор считается заключенным.
Роспотребнадзор относит данный факт к нарушению принципа свободы договора, связанного с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что является навязыванием услуги, свидетельствующим о нарушении прав потребителей и п. 2 ст. 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее – Закон о защите прав потребителей). Отмечается, что сбор платежей за добровольное страхование не входит в число услуг, оказываемых управляющей компанией по договору управления МКД и подлежащих оплате потребителями. Заключение договора страхования и оплата указанных услуг является правом собственников жилых помещений, при этом для его реализации должно быть принято соответствующее решение на общем собрании собственников жилых помещений многоквартирного дома.
Данной позиции придерживается и Верховный Суд РФ, который, руководствуясь ст. 198, ст. 200, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса, ст. 153, ст. 154 Жилищного кодекса, положениями Закона о защите прав потребителей, Правилами предоставления коммунальных услуг, в определении от 23 сентября 2020 г. № 309-ЭС20-13251 по делу № А60-58964/2019 указал, что информация об оплате услуг добровольного страхования не входит в перечень сведений, подлежащих включению в платежный документ. Управляющая компания, предоставляя информацию в счете-квитанции об оплате ЖКУ по строке "услуга добровольное страхование", выходит за рамки своих полномочий, предоставляемых ей собственниками помещений МКД. Таким образом, указанная практика не связана с осуществлением деятельности по договору управления МКД и нарушает принцип договора, связанный с самостоятельным выбором потребителем страховой компании, что, в свою очередь, является навязыванием услуги.
С учетом изложенного, Роспотребнадзор рекомендует потребителям более внимательно просматривать все услуги, указанные в платежном документе, чтобы в дальнейшем избежать финансовых потерь.