Иностранной компании не удалось оспорить постановление Правительства РФ о легализации параллельного импорта
© billiondigital / Фотобанк Фотодженика |
Иностранное лицо обратилось в Суд по интеллектуальным правам с заявлением о признании недействующим постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 (так называемое постановление о легализации параллельного импорта). При этом заявитель ссылался на то, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает положения иных нормативных правовых актов, имеющих по сравнению с ним большую юридическую силу, а именно:
- положения Конституции РФ, устанавливающие, что Российская Федерации является правовым государством; запрещающие полную отмену прав одних лиц перед другими; предусматривающие возможность ограничения прав и свобод только федеральным законом; закрепляющие компетенцию по изменению и отмене действия норм закона за Государственной Думой;
- существующие правила делегирования законодательных полномочий органам государственной власти, в основную компетенцию которых не входит изменение и дополнение норм закона;
- положения ряда законов, запрещающие Правительству РФ принимать акты, противоречащие федеральным законам; направленные на предотвращение возникновения и на исключение коррупциогенных факторов в тексте нормативных правовых актов; определяющие круг органов исполнительной власти, которым могут быть переданы полномочия Правительства РФ в рамках оспариваемого постановления.
Однако Суд по интеллектуальным правам отказал в принятии заявления к производству, отметив следующее:
- в качестве суда первой инстанции Суд по интеллектуальным правам рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в том числе в сфере прав на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий;
- вместе с тем, правовая позиция заявителя, по существу, сводится к оспариванию полномочий Правительства РФ на издание принятого им Постановления № 506 и по возложению им части своих полномочий в сфере, к которой относится оспариваемый нормативный правовой акт, на Минпромторг России;
- поскольку круг полномочий Правительства РФ предусмотрен положениями Конституции РФ и Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", исследование и оценка доводов заявления иностранного лица предполагают прежде всего необходимость проверки конституционности положений оспариваемого нормативного правого акта;
- разрешение дел о соответствии Конституции РФ нормативных актов Правительства и проверка конституционности нормативных актов Правительства по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод относятся к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ и осуществляются в порядке конституционного судопроизводства;
- в связи с этим заявление иностранного лица об оспаривании Постановления № 506 не может быть отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, а само заявление не может быть рассмотрено в порядке арбитражного судопроизводства.
К сведению: ранее, 14 апреля 2022 года, в принятии заявления этой же иностранной компании о признании недействующим постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 г. № 506 отказал Верховный Суд РФ (с соответствующей информацией можно ознакомиться в электронной справочной на сайте ВС РФ).