Тарифные соглашения – 2022: нюансы уплаты штрафов и пени за счет ОМС в разных регионах
© fotoevent.stock / Фотобанк Фотодженика |
Некоторое время назад мы начали обзор положений Тарифных соглашений субъектов РФ на 2022 год. Как выяснилось, регионы включили в свои Тарифные соглашения очень важные моменты, несоблюдение которых – прямой путь к "нецелевке" и иным нарушениям. Напомним, в первых выпусках обзора мы рассказали:
- о том, чем Тарифные соглашения – 2022 отличаются от своих предшественников;
- о нюансах закупки основных средств за счет ОМС в разных регионах;
- о нюансах зарплаты и иных выплат за счет ОМС по субъектам РФ.
Продолжаем анализировать региональные Тарифные соглашения на текущий год...
Отдельный вопрос, который волнует всегда работников экономических служб: за счет каких средств следует уплачивать штрафы, пени, вмененные медицинской организации по фактам хозяйственной деятельности в рамках ОМС, например, по договорам за просрочку платежа, по расчетам с ИФНС за несвоевременное перечисление страховых взносов, по результатам проверки деятельности организации контролирующими органами и т.п.?
Полагаем, что применение средств ОМС (КФО 7) в этих случаях рискованно. В частности, на это указывают ограничения, установленные Тарифным соглашением Республики Адыгея. Желание классифицировать такие расходы как "прочие" расходы организации, которые поименованы в структуре тарифа, является ошибочным. Экономический смысл "прочих расходов" раскрыт в положениях Методики расчета тарифов по ОМС. Речь идет о прочих затратах на общехозяйственные нужды, без которых деятельность учреждения по оказанию медицинской помощи, в т.ч. по программе ОМС, невозможна или затруднительна. Например, исключение из состава затрат организации таких мероприятий, как утилизация захоронение медицинских отходов, проведение производственного контроля, обеспечение безопасных условий и охраны труда работников учреждения, может привести к остановке деятельности организации сроком до трех месяцев – такая мера предусмотрена ст. 6.3 КоАП. Поэтому такие расходы в установленной пропорции для общеучрежденческих затрат допустимо оплачивать за счет средств ОМС. Штрафы и пени нельзя рассматривать как общехозяйственные расходы, необходимые для реализации программы ОМС. Напротив, они являются мерой воздействия на медицинскую организацию за выявленное нарушение. Хотя надо заметить, что в предыдущие годы некоторые субъекты РФ допускали оплату штрафов и пеней за счет средств ОМС. Но тогда такое "расширение" структуры тарифа, что позволял Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", оговаривалось в Тарифном соглашении. Например, в 2019-2020 гг. рассматриваемые расходы были определены в структуре тарифа Волгоградской, Свердловской, Тамбовской областей и Пермского края.
Аналогичный подход следует применять и при определении источника финансирования по возмещению средств ТФОМС, использованных не по целевому назначению, или гражданам, как возмещение затрат на приобретение лекарственных средств, изделий медицинского назначения (расходных материалов) за личные денежные средства. Недопустимость таких расходов за счет средств ОМС в 2022 году установлена, в частности, в Тарифных соглашениях Липецкой, Курганской областей, Республики Адыгея. В силу норм п. 9 ст. 39 и ст. 41 Закона № 326-ФЗ характер указанных расходов следует определять как штрафную санкцию, применяемую к учреждению.
Почему возмещение гражданам затрат на приобретение лекарственных средств нельзя отождествлять с расходами на приобретение медикаментов, мы уже подробно рассказывали в одном из новостных выпусков. А вот о том, когда, медицинская организация может восстановить нецелевые расходы на лицевой счет по учету средств ОМС за счет другого источника, а когда лучше не рисковать и перечислить деньги на счет ТФОМС, – расскажем в следующем материале данной тематики. Не пропустите важные детали!