Суд признал действия органа-учредителя состоянием крайней необходимости и отменил штраф
© ibphoto / Фотобанк Фотодженика |
Регион получил из федерального бюджета дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Соглашением предусмотрено направление этих средств в том числе на погашение просроченной кредиторской задолженности региональных учреждений здравоохранения в части ОМС. За счет федеральной дотации региональный минздрав перечислил подведомственной Станции скорой помощи субсидию на иные цели. За счет этой субсидии учреждение погасило просроченную "кредиторку" по авиационным услугам при оказании скорой медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах.
Казначейство при проверке признало минздрав виновным в нецелевом расходовании федеральной дотации и выписало штраф по ст. 15.14 КоАП. Поводом стал тот факт, что контракты на оказание услуг авиации были в свое время заключены в рамках реализации госпрограммы, финансовое обеспечение которой осуществлялось за счет регионального бюджета. По мнению финнадзора, указанная кредиторская задолженность должна была погашаться за счет средств той же программы.
Суд не согласился с подходом Казначейства. Во-первых, оплату просроченной задолженности производило не Министерство, а подведомственное ему учреждение. Во-вторых, суд обратил внимание, что в период образования указанной кредиторской задолженности имела место острая нехватка средств в системе ОМС. Из-за значительных просрочек с оплатой движение средств по лицевым счетам медучреждений было приостановлено. Чтобы не допустить срыва работы учреждений здравоохранения, региональный бюджет финансировал первоочередные расходы медучреждений путем отвлечения средств с других направлений. Такие вынужденные меры помогли погасить кредиторскую задолженность учреждений в части средств ОМС, благодаря чему лицевые счета были разблокированы, что, в свою очередь, позволило освоить деньги МБТ.
Суд расценил данные обстоятельства как состояние крайней необходимости. Важным условием здесь является предотвращение виновным лицом грозящей опасности и защита от еще большей опасности. Погашение просроченной задолженности за счет средств дотации в данном случае вызвано необходимостью обеспечения бесперебойного оказания скорой специализированной медпомощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах. Соответственно, такой шаг не повлек того вреда, который (в случае непогашения задолженности по услугам авиации) могло повлечь прекращение деятельности по оказанию медпомощи, ставящее под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Суд признал постановление Казначейства о привлечении регионального минздрава к ответственности незаконным. Обжаловать решение суда не стали (Решение Арбитражного суда Магаданской области от 19 января 2022 г. по делу № А37-2542/2021).