Таможенным органам могут предоставить право на производство дознания по валютным преступлениям
© anrymoscow / Фотобанк Фотодженика |
Предлагается внести изменения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса, предусмотрев тем самым наделение таможенных органов полномочиями по производству дознания по уголовным делам о преступлениях, связанных с выводом капитала за рубеж и предусмотренных:
- ч. 1 ст. 193 Уголовного кодекса – уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ;
- ч. 1 ст. 193.1 УК РФ – совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета нерезидентов с использованием подложных документов.
Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму Правительством РФ 14 апреля 2022 года.
Представленная инициатива обосновывается следующим образом. Так, согласно действующему уголовно-процессуальному законодательству таможенные органы, являющиеся органами валютного контроля и выявляющие примерно 77% совершаемых в данной сфере преступлений, не уполномочены осуществлять предварительное расследование соответствующих уголовных дел. В результате орган дознания таможни возбуждает уголовное дело, производит по нему в течение не более 10 суток неотложные следственные действия и направляет по подследственности в следственное подразделение органа внутренних дел МВД России для производства предварительного следствия. Всего за период с 2019 по 2021 годы в следственные подразделения МВД России передано свыше 3,6 тыс. сообщений о преступлениях и уголовных дел, связанных с нарушением российского валютного законодательства, из которых около 1,3 тыс. – той категории преступлений, которые предлагается отнести к компетенции таможенных органов. Несмотря на вышеуказанную незначительную долю количества сообщений о преступлениях и уголовных дел от общей нагрузки следственных органов министерства расследование таких преступлений требует выделения особых ресурсов, а именно – следователей и оперативных работников, имеющих значительный опыт в сфере противодействия преступлениям в экономической сфере, связанным с осуществлением международных финансовых и иных банковских операций, таможенных и налоговых правоотношений, закупки для государственных нужд и т.п.
Уголовное судопроизводство по указанным сообщениям о преступлениях и уголовным делам, в свою очередь, характеризуется значительным объемом подлежащих выполнению следственных и иных процессуальных действий, а также оперативно-розыскных мероприятий, что осложняется широкой географией их проведения, поскольку места совершения валютных операций зачастую находятся на значительном удалении от мест фактического совершения преступной и связанной с ней хозяйственной деятельности. В результате наиболее опытные должностные лица следственных и оперативно-розыскных подразделений МВД России максимально задействованы в расследовании таких преступлений, что существенно сокращает их возможности в расследовании иных уголовных дел и препятствует наиболее эффективному распределению сил и средств. Передача сообщений о преступлении или уголовного дела из таможенного органа, которым проведена масштабная работа по выявлению и документированию преступления, как правило, осуществляется в следственный орган, расположенный в другом регионе – по месту совершения финансовых операций, а не ведения хозяйственной деятельности, – что затрудняет и замедляет взаимосвязь и непрерывность процессов документирования преступной деятельности.
В пояснительной записке к законопроекту также отмечается, что таможенные органы выявляют указанные преступления по результатам осуществления функций органа валютного контроля, проводят оперативно-розыскную деятельность и производят неотложные следственные действия по закреплению следов преступления, а также ведут расследование по делам об административных правонарушениях, совершаемых в нарушение требований валютного законодательства РФ теми же субъектами, которые фигурируют в передаваемых в следственные органы уголовных делах и материалах. Наработки таможенных органов по противодействию незаконным валютным операциям в рамках проведения валютного контроля создают благоприятные предпосылки к реализации указанного потенциала в борьбе с незаконным выводом денежных средств за рубеж в рамках расследования уголовных дел. При этом отсутствие полномочий по осуществлению дознания по уголовным делам данной категории в значительной степени ограничивает их возможности по документированию признаков преступлений и изобличению причастных к их совершению лиц.
Предполагается, что внесение представленных правок в действующее уголовно-процессуальное законодательство позволит таможенным органам осуществлять дознание по выявленным ими преступлениям указанной категории.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 106966-8 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.