В Госдуму внесен законопроект о снижении бюрократической загруженности учителей
© olly18 / Фотобанк Фотодженика |
Предлагается дополнить ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273-ФЗ) положением, предусматривающим утверждение Минпросвещения России типового перечня и требований к форме, составу и содержанию учебно-методической и иной документации, подготовка которой должна осуществляться педагогическими работниками при разработке и реализации основных общеобразовательных программ. Одновременно планируется закрепить запрет на возложение на педагогов общеобразовательных организаций иной работы, не предусмотренной ч. 6 ст. 47 Закона № 273-ФЗ, в том числе связанной с подготовкой документов, не включенных в вышеуказанный типовой перечень. Соответствующий законопроект1 внесен в Госдуму 13 апреля 2022 года.
Помимо этого, поправки рассчитаны на возможность применения образовательными учреждениями электронного документооборота, который предусматривал бы создание, подписание, использование и хранение документов в электронном виде без дублирования на бумажном носителе. Предлагается в том числе определить, что решение о введении ЭДО и порядок его осуществления будет утверждаться в порядке, установленном ч. 3 ст. 30 Закона № 273-ФЗ для принятия локальных нормативных актов образовательной организацией.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что вопрос об устранении излишней отчетности и документационной нагрузки педагогических работников образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, неоднократно становился предметом различного рода поручений Президента РФ и Правительства РФ. Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, в свою очередь, предусмотрен рекомендуемый ограниченный перечень ключевых документов, разрабатываемых общеобразовательными организациями с участием учителей. Вместе с тем по результатам различных социологических исследований, в том числе проведенных в период 2019-2021 годов, выявлено не менее 49 видов документов и отчетности, заполняемых учителями. 67% опрошенных педагогов подтверждают, что высокая документационная нагрузка остается нерешенной проблемой. Согласно результатам одного из международных исследований, российская система образования самая забюрократизированная среди образовательных систем 36 стран мира: российский учитель трудится свыше 46 часов в неделю, затрачивая на заполнение планов и отчетов и на подготовку к урокам более 15 часов. Основными причинами такой нагрузки являются отсутствие законодательного ограничения на запрос учебно методической и иной документации от учителя.
_____________________________
1 С текстом законопроекта № 105805-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.