Суд взыскал выходное пособие с работника, который в последний день согласился на перевод
© AndreyPopov / Фотобанк Фотодженика |
6 мая 2020 г. работодатель издал приказ о прекращении трудового договора с сотрудницей с 14 мая 2020 г. в связи с сокращением штата, а 12 мая 2020 г. направил в Управление казначейства реестры на перечисление работнице выходного пособия и компенсации за неиспользованный отпуск. 13 мая 2020 г. стороны подписали дополнительное соглашение к трудовому договору в связи с переводом на другую должность. После работодатель просил вернуть выплаченные работнице суммы или оформить заявление на зачет выплаченных сумм, сотрудница оставила просьбу без ответа. Тогда работодатель обратился в суд (Определение Третьего КСОЮ от 15 декабря 2021 г. № 8Г-20450/2021[88-19806/2021]).
Суд первой инстанции посчитал, что оснований для взыскания с работницы выплаченных денежных средств нет, так как нет счетной ошибки и недобросовестности в ее действиях.
Однако суды апелляционной и кассационной инстанций с таким выводом не согласились и посчитали действия работницы, достоверно знающей о дате увольнения и дате расчета, недобросовестными. Сотрудница, подав заявление о переводе на другую должность, и продолжив работать, получала заработную плату в те же месяцы, за которые работодатель выплатил выходное пособие (как материальную поддержку на время трудоустройства), то есть, в данном случае сотрудница дважды получила денежные суммы за один и тот же период. Исходя из этого, суды пришли к выводу о том, что у сотрудницы не имелось правовых оснований для получения выходного пособия, и полученные денежные средства являются неосновательным обогащением, следовательно, подлежат возврату.
Напомним, похожее дело недавно рассматривал Верховный Суд РФ (см. определение от 21 июня 2021 г. № 78-КГ21-22-К3). Работник согласился на перевод в последний рабочий день, когда организация уже выплатила ему выходное пособие. Верховный Суд РФ тогда пояснил, что заработная плата и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения при отсутствии недобросовестности со стороны работника и счетной ошибки. Тот факт, что сотрудник подал заявление о переводе и, соответственно, утратил право на выходное пособие, нельзя считать исключением, которое позволит взыскать с работника уже выплаченную сумму.