Новости и аналитика Новости Каким первичным документом больнице оформлять списание продуктов со склада на кухню?

Каким первичным документом больнице оформлять списание продуктов со склада на кухню?

Каким первичным документом больнице оформлять списание продуктов со склада на кухню?
Tiko0305 / Depositphotos.com

Как правило, в структуре учреждения здравоохранения, оказывающего стационарную медицинскую помощь, выделяется подразделение – блок питания или пищеблок, в состав которого могут входить:

  • складские помещения для хранения продуктов питания,
  • непосредственно кухня, где проходит кулинарная обработка продуктов,
  • помещения раздачи готовой пищи.

Соответственно, закупаемые продукты питания совершают технологическое перемещение из одного место хранения в другое: со склада – на кухню, а оттуда – к пациенту.

На сегодняшний день при организации учета продуктов питания в пищеблоках учреждения здравоохранения руководствуются Порядком выписки питания для больных в лечебно-профилактических учреждениях, утвержденным приказом Минздрава России от 5 августа 2003 г. № 330. Согласно ему бухгалтерская служба должна списывать продукты со склада на кухню на основании Требования на выдачу продуктов питания со склада (кладовой) (ф. № 45-МЗ). Однако сама эта форма приказом № 330 не установлена.

Вместе с тем можно встретить достаточно свежие разъяснения, в которых специалисты в области учета указывают на необходимость применения формы № 45-МЗ. Более того, коллеги-бухгалтеры одной из районных больниц столкнулись с претензиями ТФОМС – неприменение формы № 45-МЗ ревизоры указали в акте как нарушение.

Как же быть бухгалтеру? Каким первичным документом в настоящее время учреждению здравоохранения следует оформлять выдачу продуктов питания со склада / кладовой?

Мы провели своего рода документальное расследование, и вот наше мнение по этому вопросу.

Приказом Минздрава СССР от 5 мая 1983 г. № 530 вместе с инструкцией по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения были утверждены и формы Меню-раскладки на питание больных по норме (ф. 44-МЗ) и Требование на выдачу продуктов питания со склада (кладовой) (ф. 45-МЗ). Первая содержала перечень продуктов в разрезе диет, необходимый на текущий день для приготовления питания в лечебном учреждении. А форма № 45-МЗ обобщала эту информацию и заполнялась следующими значениями:

  • плановая стоимость на одного довольствующегося;
  • количество довольствующих;
  • плановая стоимость на всех;
  • раздел, источник финансирования, корреспонденции по счетам учета;
  • общий перечень необходимых продуктов, включая их шифр;
  • количество затребованное и отпущенное.

Позднее ведомство Приказом от 30 декабря 1987 года № 1337 усовершенствовало документооборот, сократило количество специализированных / внутриведомственных форм первичного бухгалтерского учета, применяемых в здравоохранении, и определило для применения новую форму – Меню-требование на выдачу продуктов питания со склада (кладовой) (ф. № 24-МЗ). Она объединила применявшиеся до этого формы № 44-МЗ и № 45-МЗ, которые тут же утратили силу.

Новая форма Меню-требования (ф. № 24-МЗ) содержала:

  • общую информацию: количество человек, установленный норматив на одного больного; источник финансирования, бухгалтерские корреспонденции;
  • информацию в разрезе каждого блюда: номер диеты, количество порций, продукты в граммах для одной порции (ранее эта информация отражалась в форме № 44-МЗ);
  • итог по отпущенным продуктам на день.

Однако изданный много позже – в 2003 году – Приказ № 330 вновь требует заполнения и формы № 44-МЗи формы № 45-МЗ, при том что уже на момент его издания действовала единая форма № 24-МЗ. Предположительно такое могло произойти из-за того, что Приказ от 30 декабря 1987 г. № 1337 официально опубликован не был.

Немногим более года назад в рамках "регуляторной гильотины" Приказ № 1337 был признан не действующим с 2 декабря 2020 года. Следовательно, теперь все три формы – №№ 24-МЗ44-МЗ и 45-МЗ – упразднены.

В настоящее время формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством. Унифицированные формы первичных документов для учреждений, в том числе в целях учета движения продуктов питания, определены Приказом № 52н. Это, в частности, форма Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202), которая применяется для оформления отпуска продуктов питания и составляется ежедневно в соответствии с нормами раскладки продуктов питания и данными о численности довольствующихся лиц.

Анализ информации, отражаемой при заполнении этой формы, и перечня должностных лиц визирующих ее, позволяет сделать вывод о ее полном соответствии Меню-требованию (ф. № 24-МЗ), а, следовательно, и его предшественникам – Меню-раскладке (ф. № 44-МЗ) и Требованию (ф. № 45-М). Кроме того, именно на основании сведений из Меню-требования (ф. 0504202) данные заносятся в ежемесячную Накопительную ведомость по расходу продуктов питания (ф. 0504038), учетные данные которой в свою очередь формируют "Оборотную ведомости по нефинансовым активам" (ф. 0504035).

С учетом всего вышеизложенного полагаем, что именно форма Меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) должна применяться учреждениями здравоохранения для оформления выписки лечебного питания для больных. А вот чтобы исключить претензии контрольных органов, порядок списания продуктов питания, включая оформление конкретного первичного документа, можно дополнительно закрепить в учетной политике.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Расширен перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов

Расширен перечень унифицированных форм электронных первичных учетных документов

В частности, в него включены извещение о начислении доходов, акт об утилизации и решение о признании объектов нефинансовых активов.

Даны разъяснения по составлению годовой бюджетной отчетности

Даны разъяснения по составлению годовой бюджетной отчетности

Указаны дополнительные критерии по раскрытию информации в отчетности. Прописаны правила принятия в 2021 г. бюджетных обязательств при заключении в декабре этого года соглашений о предоставлении трансфертов на 2022-2024 гг. Часть разъяснений касается сроков предоставления отчетности.

Какие операции нужно совершить до конца года: памятка от Казначейства России

Какие операции нужно совершить до конца года: памятка от Казначейства России. 2 декабря 2021

Максимальное исполнение бюджета, сверка расчетов по предоставленным бюджетным средствам, ограниченный срок для проведения необходимых платежей и обеспечения учреждений наличными – далеко не полный перечень того, о чем приходится помнить в эти дни.

Самые заметные новости ноября для бухгалтера бюджетной сферы

Самые заметные новости ноября для бухгалтера бюджетной сферы

Традиционно к концу года в НПА вносятся изменения, с которыми предстоит работать в новом году, и нынешний ноябрь — не исключение.