Жилищное строительство: продолжится ли развитие в условиях экономических санкций?
wasanchy / Depositphotos.com |
Несмотря на вызванный пандемией COVID-19 экономический кризис 2020 года, реализация системных – в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" (далее – нацпроект), а также временных мер государственной поддержки строительной отрасли в условиях кризиса позволила не просто не допустить остановки строительства жилых помещений, но и добиться по итогам 2021 года рекордного для России показателя по объему ввода жилья – 92,6 млн кв. м. За счет этого улучшить свои жилищные условия смогли, по данным Минстроя России, 4,2 млн семей (около 10 млн человек). При этом в прошлом году были созданы условия для поддержания темпов роста строительства и в перспективе: по состоянию на конец 2021 года градостроительный потенциал составил 390 млн кв. м. К 1 марта текущего года введено уже 14,7 млн кв. м жилья – на 32% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Продолжать наращивать градостроительный потенциал территорий Минстрой России намерен, в частности, за счет синхронизации планов жилищного строительства с планами по развитию инфраструктуры и вовлечения в оборот неэффективно используемых территорий, в том числе в рамках реализации проектов комплексного развития территорий.
Наряду с наращиванием объема ввода жилья, ключевой целью нацпроекта, напомним, является обеспечение граждан со средним достатком доступным жильем, в частности – путем создания условий для покупки или строительства жилья за счет ипотечного кредита со ставкой не выше 8%. В 2021 году количество выданных ипотечных кредитов составило почти 2 млн, общая сумма – 5,7 трлн руб. По состоянию на 1 февраля текущего года было выдано 95 тыс. ипотечных кредитов на сумму 327 млрд руб. Такой спрос на ипотеку, по оценкам экспертов, был обусловлен действующими специальными программами семейной, сельской, дальневосточной ипотеки, введенной в условиях пандемии льготной ипотекой и относительно низкой ключевой ставкой: в прошлом году она составляла от 4,25 до 8,5%, до 27 февраля текущего года – 9,5%.
В текущих условиях, когда ключевая ставка увеличена до 20% (с 28 февраля), стоимость ипотечного кредитования, так же, как и проектного финансирования, существенно вырастет, поэтому для сохранения динамики развития жилищного строительства потребуется принятие неотложных мер поддержки отрасли, подчеркнул Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин, выступая на правительственном часе в рамках состоявшегося вчера 519 заседания Совета Федерации. По словам заместителя Председателя Правительства РФ Марата Хуснуллина, антикризисный план, призванный не допустить обвала рынка жилья, будет утвержден в ближайшее время. "Он включает в себя и поддержку жилищного строительства, и сокращение инвестиционно-строительного цикла, и вопросы ценообразования и поставок материалов. Сегодня преждевременно говорит о его деталях, но уверен, что скоро расскажем подробности. Все соответствующие поручения даны, работа активно ведется с прошлой недели", – сообщил вице-премьер на пленарном заседании в рамках Российской строительной недели – 2022, состоявшемся 1 марта.
При этом все реализуемые программы в области жилищного строительства продолжат действовать. В первую очередь имеются в виду все перечисленные выше специальные ипотечные программы, в том числе льготная ипотека со ставкой 7%.
Продолжится работа по расселению аварийного жилья. По данным Минстроя России, с 2019 года переселены 325 тыс. человек из более чем 5 млн кв. м аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года. В текущем году стартует новая программа расселения – ликвидироваться будет жилищный фонд, признанный аварийным по состоянию на 1 января 2021 года. В этом году из федерального бюджета на эти цели будет выделено 45 млрд руб. (в соответствии с подп. "а" п. 1 Перечня поручений Президента РФ от 11 сентября 2021 г. № Пр-1703). Общий объем жилья, признанного аварийным в период с 1 января 2017 по 1 января 2022 года, – 13,7 млн кв. м. Как сообщил Ирек Файзуллин, в первую очередь средства получат 10 регионов, которые полностью расселили жилые дома, признанные аварийными до 1 января 2017 года: Сахалинская, Магаданская, Саратовская, Иркутская области, Санкт-Петербург, Севастополь, Карачаево-Черкесская и Чеченская республики, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа.
Важные нюансы уступки права требования по договорам участия в долевом строительстве – в Энциклопедии решений системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступПо-прежнему актуальной остается задача по восстановлению прав граждан – участников долевого строительства. По данным Фонда развития территорий (в него с 1 января 2022 года преобразован Фонд защиты граждан – участников долевого строительства), в 2019-2021 годах 30,1 тыс. человек, купившие квартиры в домах, которые так и не были достроены, получили компенсации в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 29 июля 2017 г. № 218-ФЗ – общий их объем составил более 66,5 млрд руб. Размер возмещения, напомним, определяется исходя из рыночной стоимости равнозначного жилого помещения на первичном рынке на той же стадии строительства, на которой находится проблемный объект на дату признания застройщика банкротом (методика расчета суммы компенсации утверждена Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г. № 1233). Всего с конца 2019 года наблюдательный совет Фонда развития территорий принял решения по 1258 проблемным объектам: покупателям квартир в 692 проблемных домах выплачены компенсации, остальные объекты будут достроены с помощью региональных фондов защиты прав граждан – участников долевого строительства. Это позволит создать около 4,1 млн кв. м жилой недвижимости, сообщил генеральный директор Фонда развития территорий Константин Тимофеев и призвал застройщиков участвовать в соответствующих торгах, подчеркнув, что проводятся они по рыночным ценам. Кроме того, около 4 млн кв. м жилья, по его словам, можно будет построить на земельных участках под недостроенными объектами, владельцам квартир в которых выплачены компенсации (права на них переходят фонду в соответствии со ст. 201.15-2-2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"), – к реализации соответствующих проектов фонд приглашает инвесторов.
Всего в едином реестре проблемных объектов сейчас 2178 домов, восстановление прав участников долевого строительства требуется по 1499 объектам. К концу 2023 года планируется решить проблемы не менее 95% обманутых дольщиков. "Особое внимание продолжим уделять строящимся объектам, чтобы в сложных финансовых условиях не допустить возникновения новых недостроев. Я уже дал поручение Минстрою России и регионам работать с каждым объектом отдельно в ручном режиме, чтобы на ранней стадии нивелировать появляющиеся проблемы", – сообщил Марат Хуснуллин.
В непростых экономических условиях необходимо предотвращать любые задержки и простои строительства, поэтому Правительство РФ продолжает работать над сокращением инвестиционно-строительного цикла. Стоит отметить, что с 1 марта текущего года начал действовать единый исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов и согласований, необходимых для реализации проектов по созданию объектов капитального строительства (Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2021 г. № 2490). "Мы провели большую работу по оцифровке всего инвестиционно-строительного цикла, у нас получилось пять этапов и 32 мероприятия вместо 96, которые ранее нужно было проходить только в жилищном строительстве. Тем не менее в этих 32 мероприятиях зашито еще 989 возможных действий, на реализацию которых, если идти по полному циклу, необходимо потратить до 1831 дня. Перед нами стоит задача продолжить работу по их уменьшению", – рассказал Марат Хуснуллин. По оценке Минстроя России, перечень процедур для объектов капитального строительства в перспективе может быть сокращен не менее чем в два раза.
Еще один серьезный вызов – рост цен на строительные материалы. В прошлом году в связи со значительным увеличением стоимости строительных ресурсов была установлена возможность повышения не более чем на 30% цен госконтрактов на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства и проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенных до 1 января 2022 года (Постановление Правительства РФ от 9 августа 2021 г. № 1315, его положения разъясняются в Письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 2 февраля 2022 г. № 3586-СМ/09). "Эта беспрецедентная мера – возможность изменения твердой цены контрактов – сработала хорошо: более 2 тыс. объектов уже пересчитали свою стоимость, идет подписание допсоглашений. Считаю необходимым продление этой меры либо закрепление ее в качестве постоянной. Мы понимаем, что последние санкции приведут к изменению стоимости строительных материалов. Динамика носит негативный характер, нам нужно приспосабливаться и переходить к так называемой формульной цене контракта, чтобы изменение стоимости ресурса мгновенно отражалось в стоимости заключенных ранее соглашений в рамках госконтрактов", – полагает президент Ассоциации "Национальное объединение строителей" Антон Глушков.
Учитывая вероятность того, что отечественные стройматериалы не смогут обеспечить потребности рынка в полном объеме, штаб при Правительстве РФ, созданный для разработки мер по нивелированию роста цен на строительные ресурсы, готовит сейчас меры поддержки взаимодействия участников отрасли со странами Азии. "Всем застройщикам и поставщикам рекомендую на это обратить внимание. В ближайшее время ничего из Европы получать не будем, соответственно, надо ориентироваться на новые рынки", – отметил Марат Хуснуллин.
Вице-премьер подчеркнул, что Правительство РФ ждет конкретных предложений представителей сферы строительства, которые могут быть включены в готовящийся антикризисный план поддержки строительной отрасли. Так же, как и Госдума, – по словам председателя думского Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Сергея Пахомова, от участников отрасли уже поступают предложения, в частности о новых кредитных продуктах для проектов комплексного развития территорий, о снижении доли собственного участия застройщиков при открытии проектного финансирования, а также о поэтапном раскрытии эскроу-счетов – сейчас, напомним, застройщики получают внесенные на счета эскроу средства по договорам участия в долевом строительстве после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома или иного объекта недвижимости (ст. 15.5 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ). "Возможность поэтапного раскрытия счетов, на мой взгляд, необходима – без этого снизить фактические затраты строителей на возведение жилых объектов при такой величине ключевой ставки у нас не получится. Конечно, это нужно делать очень аккуратно: на высоких стадиях готовности объектов", – отметил Антон Глушков.
Помимо мер, которые предпринимаются во время каждого кризиса – по субсидированию ипотечных и кредитных ставок, предоставлению предпринимателям разных видов льгот, снятию административных обременений и барьеров, необходимо, по мнению экспертов, обратить внимание и на системные проблемы отрасли, которые обостряются в кризисных условиях. Среди них:
- кадровый вопрос. По экспертным оценкам, учебные заведения, реализующие образовательные программы в сфере строительства, выпускают ежегодно около 46 тыс. специалистов, из которых на стройку попадает только 37%, и этого недостаточно даже для того, чтобы компенсировать ежегодную убыль работников отрасли, достигших определенного возраста. Причина – в низкой популярности профессии строителя, в том числе из-за условий работы. "Мы не создали на стройке условия для того, чтобы москвич, например, или калужанин хотел идти туда – даже за 100 тыс. руб., а это большие деньги, не идут ребята в Москве работать на стройку. У нас слабая охрана труда, техника безопасности. Сама работа тоже важна: люди будут работать там, где они не тратят много времени и сил на подъем материалов, например, где все механизировано. У нас в основном – хотя, конечно, есть и передовые стройки, – это ручной неквалифицированный очень тяжелый и грязный труд с проживанием в бытовках. Ну какой молодой человек пойдет на эту стройку? Поэтому туда идут граждане, приезжающие из зарубежья", – подчеркивает руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Лёвкин;
- отсутствие производственных кластеров для выпуска отечественной строительной техники. "Меры поддержки понятны, накоплен достаточный опыт, чтобы нивелировать возникшие проблемы. Но что будет после того, как мы отрасль поддержим: будем в Китае закупать то, что скупали раньше в США и Европе? Давайте на государственном уровне определимся с этим, дадим гранты предприятиям на разработку проектов, которые приведут к появлению насосов, подъемников, башенных кранов и другой техники российского производства", – предлагает Сергей Лёвкин.
Таким образом, экспертное сообщество полагает, что Правительство РФ должно сейчас не только определиться с временными мерами поддержки строительной отрасли, но и начать создавать условия для того, чтобы при возникновении в будущем новых кризисов многие из таких мер были просто не нужны.