Выбор редакции

Новые штрафы с 1 марта

Новые штрафы с 1 марта
Fotofabrika / Depositphotos.com

Начало весны в российском законодательстве будет ознаменовано вступлением в силу нескольких важных поправок в один из главных и самых часто применяемых правовых актов федерального уровня – КоАП. Как правило, вносимые в него изменения начинают действовать через 10 дней после официального опубликования утвердивших их законов. Но есть и те, которые имеют отлагательный срок вступления в силу – поправки, которые начнут действовать меньше чем через две недели, как раз из их числа.

Речь идет о федеральных законах от 26 июля 2019 г. № 219-ФЗ и от 30 декабря 2021 г. № 468-ФЗ, предусматривающих не только корректировку действующих норм КоАП РФ, но и введение новых составов правонарушений, в том числе – включение в кодекс дополнительных статей и их частей. Так, поправки, вступающие в силу с 1 марта 2022 года, касаются административных правонарушений:

  • в области дорожного движения – в части усиления ответственности за нарушения в сфере техосмотра транспортных средств;
  • в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций – в части установления ответственности за несоблюдение требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и правил извлечения имущества.

Остановимся на нововведениях более подробно.


Нарушения в сфере техосмотра

Первый блок поправок касается автомобилистов и связан с принятием в конце прошлого года Федерального закона от 30 декабря 2021 г. № 494-ФЗ, отменившего обязательный техосмотр принадлежащих гражданам легковых автомобилей и мотоциклов. Напомним, начиная с 30 декабря 2021 года легковые автомобили и мототранспортные средства, принадлежащие на праве собственности физлицам и используемые ими исключительно в личных целях, не подлежат техосмотру, за исключением ряда случаев, прописанных в законодательстве. Теперь владельцы транспортных средств могут обращаться за проведением технического осмотра по своему желанию (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Тем же законом ТС, в отношении которых проведена проверка технического состояния в форме техосмотра и выдана диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии их обязательным требованиям безопасности, освобождены от проверок технического состояния автомобиля в форме госконтроля (надзора) за безопасностью дорожного движения. Исключение предусмотрено только для случаев визуального обнаружения признаков наличия технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения.

В целях реализации указанных изменений с 1 марта текущего года утратит силу ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ, устанавливающая штрафные санкции за управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более 8 (кроме водительского места), специализированным ТС, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр.

Вместе с тем, в ст. 12.5 КоАП РФ, которая посвящена ответственности за управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация запрещена, появится новый состав правонарушения. Он заключается в управлении ТС, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск автомобиля к участию в дорожном движении. Такое деяние будет грозить автомобилистам штрафом в размере 2 тыс. руб.

При этом новая норма содержит оговорку относительно повторного привлечения к ответственности по указанному основанию – нарушителей не будут штрафовать за второй и последующие случаи выявления указанного правонарушения в течение 24 часов с момента первого его выявления.

Отметим, что еще на стадии рассмотрения законопроекта с поправками, о которых идет речь, в Заключении Правового управления Аппарата Госдумы упоминалось о некорректности новой нормы. "В соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 "О Правилах дорожного движения", запрещается эксплуатация транспортных средств, не прошедших "технический осмотр", а не транспортных средств, в отношении которых не оформлена диагностическая карта, подтверждающая допуск к участию в дорожном движении", – отмечалось в документе. Более корректным могло бы быть указание в диспозиции нормы на управление ТС, не прошедшим технический осмотр, в отношении которого не оформлена соответствующая диагностическая карта. Но никаких корректировок в отношении формулировки проектируемого положения сделано не было.

Следует учитывать, что новый состав затронет тех автомобилистов, которые обязаны проводить техосмотр своих машин, но не провели его – ведь именно по результатам техосмотра и выдается диагностическая карта. Напомним, такая карта требуется в случаях:

Как ранее пояснял в ходе брифинга заместитель руководителя Госавтоинспекции генерал-майор полиции Владимир Кузин, указанные требования относятся ко всем ТС, за исключением прицепов с разрешенной максимальной массой до 3,5 т (категории О1 и О2), принадлежащих физлицам (Информация МВД России (Госавтоинспекции – ГИБДД) от 24 января 2022 года "В Госавтоинспекции разъяснили порядок прохождения технического осмотра и ответственности за управление транспортным средством без диагностической карты"). В перечисленных случаях диагностическая карта, содержащая заключение о соответствии ТС обязательным требованиям безопасности, должна быть действующей.


Презюмируется ли то, что о неисправности габаритных огней водитель знал до выезда, в случае привлечения его к ответственности по ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ? С позициями судов по этому вопросу можно ознакомиться в "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Впрочем, в КоАП РФ сохранится и общая норма об административных санкциях за управление ТС при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация ТС запрещена. За такое деяние по-прежнему будут предусмотрены наказания в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ). И случай управления ТС без оформленной в установленном порядке диагностической карты станет еще одним исключением из этой общей нормы, нацеленным на усиление ответственности водителей. При этом, как и по общему составу, рассматривать соответствующие дела будут органы внутренних дел, в том числе начальник государственной инспекции безопасности дорожного движения, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения Госавтоинспекции, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы и их заместители, а также сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание.

Остальные корректировки направлены на приведение отдельных положений КоАП РФ в соответствие с действующим законодательством в сфере техосмотра, которое не предусматривает проведение государственного технического осмотра.


Нарушения при сборе благотворительных пожертвований

Второй блок поправок касается ответственности за нарушение порядка использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований. Их разработка обусловлена принятием Федерального закона от 7 апреля 2020 г. № 113-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", которым определены общие требования к установке и использованию ящиков для сбора благотворительных пожертвований. В частности, право на их использование закреплено исключительно за некоммерческой организацией, учредительными документами которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.

Несмотря на то что изменения в части регулирования порядка использования ящиков для сбора благотворительных пожертвований действуют с 5 октября 2020 года, специального механизма ответственности за нарушение этого порядка в российском законодательстве не было. В целях восполнения этого правового пробела решено внести корректировки в КоАП РФ – путем дополнения уже действующих норм и введения в кодекс новой статьи – ст. 14.66 КоАП РФ "Несоблюдение требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и (или) правил извлечения имущества, собранного с их помощью". Последняя предусматривает санкции за несоблюдение НКО, учредительным документом которой предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, и (или) порядка их установки, использования, и (или) правил извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований.

Напомним, такие требования и порядок установлены Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1584. Стоит учитывать, что этот документ касается только пожертвований в виде наличных денежных средств и иного имущества в натуральной форме. Так, в частности, ящику для сбора пожертвований должен быть присвоен инвентарный номер, на нем следует размещать сведения об организации, организовавшей сбор пожертвования (включая наименование, почтовый адрес, ИНН, номер счета, адрес сайта), о наименовании программы или иного документа, в соответствии с которым будет проводиться сбор пожертвований, контактные данные, по которым благотворитель может получить интересующую его информацию (п. 5 Требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядок их установки и использования, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1584; далее – Требования).

Правила установки ящиков для пожертвований сводятся к тому:

  • кто их устанавливает – только НКО, имеющая в соответствии с учредительными документами право на осуществление благотворительной деятельности;
  • где это можно делать – в доступном месте, позволяющем внести пожертвование;
  • как их устанавливать – стационарный ящик для сбора пожертвований должен быть установлен таким образом, чтобы возможность его перемещения была максимально ограничена для посторонних лиц, а переносной может использоваться исключительно волонтером или сотрудником организации, имеющим доверенность или заключившим договор с организацией (п. 3, 6-7 Требований).

Что касается процесса извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, то он осуществляется по мере заполнения ящика или по окончании периода сбора пожертвований, предусмотренного программой или иным актом о таком сборе. Извлечение проводится уполномоченным на это лицом в присутствии двух свидетелей и с фиксацией факта вскрытия ящика для сбора пожертвований в специальном акте – в последнем указывается и размер денежных средств, извлеченных из ящика. Исключение из этого правила действует в отношении случаев, когда пересчет на месте невозможен (например, если деньги собираются в виде монет) – тогда допускается перемещение средств в специализированную сумку, которая опломбируется в присутствии свидетелей с занесением номера пломбы в акт вскрытия ящика. Сами денежные средства подлежат зачислению на банковский счет организации уполномоченным на работу с денежными средствами сотрудником организации. Если же из ящика извлекается иное имущество, то оно упаковывается в специализированные мешки, на которых указаны адрес установки ящика для сбора пожертвований и дата его вскрытия и которые опломбируются. После доставки этого имущества по адресу организации производятся взвешивание и сортировка, данные о которых также заносятся в отдельные акты (Правила извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1584).

С 1 марта нарушение перечисленных требований будет грозить наложением административного штрафа для должностных лиц в размере 5-10 тыс. руб., для юрлиц – 10-30 тыс. руб. (ст. 14.66 КоАП РФ). В целях обеспечения механизма реализации новой нормы КоАП РФ Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. № 468-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" наделяет должностных лиц органов, уполномоченных на осуществление функций в сфере контроля (надзора) за деятельностью НКО, в том числе структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных новой ст. 14.66 КоАП РФ, а рассмотрение дел об указанных правонарушениях относит к исключительной компетенции судей (ч. 1 ст. 23.1, п. 4 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

Примечательно, что в первоначальной редакции законопроекта, предусматривающего соответствующие изменения, ответственность предлагалось ввести за установку или использование НКО ящика для сбора благотворительных пожертвований с нарушением установленных законодательством требований. Но в ходе рассмотрения законопроекта в Госдуме в него была внесена поправка, расширяющая перечень противоправных действий за счет включения в него и несоблюдения НКО правил извлечения имущества, собранного с помощью ящика для сбора благотворительных пожертвований.

Напротив, из проектируемой статьи исчезла часть вторая, посвященная санкциям за установку и использование ящика для сбора благотворительных пожертвований от имени НКО лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности. Как отметило Правительство РФ в своем официальном отзыве на законопроект, конструкция "от имени некоммерческой организации" существенно сужает круг наказуемых деяний. "В случае введения указанного признака объективной стороны правонарушения лицо, не имеющее права на осуществление благотворительной деятельности, но при этом не прикрывающее свою незаконную деятельность по установке и использованию ящика для благотворительных пожертвований с помощью наименования НКО, не будет подлежать административной ответственности за свои незаконные действия", – пояснил свою позицию кабинет министров. Однако похожий состав правонарушения все-таки появится в кодексе, но в виде поправок в уже действующую статью. Также из перечня наказаний за рассматриваемые деяния были исключены предупреждение и конфискация орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, а проектируемый максимальный размер штрафа для юрлиц снижен с 50 тыс. до 30 тыс. руб.

Кроме того, по совету Правового управления Аппарата Госдумы, высказанному в его заключении, было решено предоставить полномочия по составлению протоколов по делам о несоблюдении требований к ящикам для сбора благотворительных пожертвований, порядка их установки, использования и правил извлечения имущества не должностным лицам органов внутренних дел (полиции), как предлагали авторы инициативы, а должностным лицам органов контроля (надзора) за деятельностью НКО.

Наконец, с начала марта перечень административных правонарушений в области охраны собственности пополнится еще одним составом – в ст. 7.27 КоАП РФ "Мелкое хищение" появится новая часть, предусматривающая ответственность за мелкое хищение чужого имущества стоимостью не более 2,5 тыс. руб., совершенное с использованием ящика для сбора благотворительных пожертвований лицом, которое не имеет права на осуществление данной деятельности, путем мошенничества, либо установку или использование ящика для сбора благотворительных пожертвований физическим или юридическим лицом, не имеющим права на осуществление данной деятельности. При этом ответственность будет наступать в том случае, если в действиях правонарушителя отсутствуют признаки преступлений, квалифицируемых по ч. 2-4 ст. 158 (кража), ч. 2-4 ст. 159 (мошенничество) Уголовного кодекса.

Список санкций за указанное нарушение – более вариативный, чем за несоблюдение требований к ящикам для сбора пожертвований, их установку и использование:

  • для граждан – штраф в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее 3 тыс. руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток с конфискацией, либо обязательные работы на срок до 120 часов с конфискацией;
  • для юрлиц – штраф в сумме 20-50 тыс. руб. с конфискацией орудий совершения административного правонарушения или предмета административного правонарушения.

Протоколы по соответствующим делам будут составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции), а рассматривать дела данной категории станут судьи.


***

Рассматриваемые поправки на текущий момент – единственные изменения в КоАП РФ, которые запланированы на март. Однако не исключено, что за оставшиеся недели февраля будут приняты и иные федеральные законы, вносящие корректировки в нормы кодекса, которые начнут действовать в первый месяц весны.

Документы по теме:

Читайте также: