Новости и аналитика Новости Систему обязательного страхования могут реформировать
Выбор редакции

Систему обязательного страхования могут реформировать

Систему обязательного страхования могут реформировать
nirat.pix / Depositphotos.com

Минтруд России подготовил проекты законов об объединении ПФР и ФСС России в единый Фонд уже в следующем году (Проекты Федеральных законов (подготовлены Минтрудом России 28 января 2022 г.). Все проекты и уведомления о разработке законопроектов размещены на федеральном портале.

По разъяснению Минтруда России, приведенному на официальном сайте ведомства, законопроектами предлагается выплачивать больничные занятым по ГПД, ввести единый тариф, который предусматривает перечисление страховых взносов единым платежом, создать Социальный фонд России на основе объединения ПФР и ФСС России.

1

Единый тариф

Сейчас по общему правилу работодатели платят 22% с заработной платы работника в ПФР в пределах облагаемой базы 1,565 млн руб. в год и 10% с заработка, превышающего ее; 5,1% в ФОМС с общего дохода работника и 2,9% в ФСС России с заработка в пределах облагаемой базы в 1,032 млн руб. в год. Различается и круг застрахованных граждан. Если в ПФР взносы поступают за всех работающих по найму граждан (занятых по трудовым договорам и договорам ГПХ), то в ФСС взносы на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством отчисляются только за граждан, занятых по трудовым договорам. Кроме того, действует 12 льготных режимов для отдельных категорий плательщиков и 5 льготных моделей уплаты страховых взносов.

Концепция "единого тарифа" не предусматривает изменения действующих общеустановленных тарифов. Предлагается:

  • установить единый круг застрахованных лиц – то есть распространить ОСС на занятых по ГПД граждан;
  • установить единую предельную базу для пенсионного и обязательного социального страхования на уровне для пенсионных взносов;
  • объединить все существующие льготные категории плательщиков в три группы: 15% с выплат выше МРОТ (малый и средний бизнес); 7,6% (резиденты ТОР и других экономических зон, СОНКО, благотворительные организации, Сколково, ИТ-организации, мультипликаторы) и 0% (члены экипажей судов). Таким образом, все действующие льготные режимы будут сохранены;
  • обеспечить возможность внесения всех социальных взносов единым платежом, который автоматически направляется Федеральным казначейством на пенсионное, социальное и медицинское страхование;
  • сократить количество отчетности, установить единую дату подачи единой формы отчетности до 15 числа месяца. Те данные, которые сейчас подаются раз в квартал, так и будут подаваться раз в квартал, но уже в составе единой формы.

Такой подход позволит:

  • обеспечить равный доступ к социальному страхованию гражданам, занятым по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  • в 1,5 раза увеличить максимальный размер выплат по больничному, по уходу за ребенком и декретных без увеличения тарифов страховых взносов;
  • обеспечить режим "одного окна" для предприятий и уплачивать страховые взносы одним платежом.
2

Объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования

С учётом введения единой цифровой платформы для администрирования выплат, введения единого тарифа, определения единого окна для обращения за мерами поддержки (Госуслуги), единого центра для консультирования граждан по вопросам предоставления всех мер поддержки – единого контакт-центра, предлагается объединить ПФР и ФСС России в Единый государственный внебюджетный фонд "Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации" (Социальный фонд России, СФР).

Создание Социального фонда России позволит:

  • повысить доступность услуг, которые сегодня оказывают фонды, для граждан: все услуги, которые сейчас предоставляют ПФР и ФСС России, будут доступны в единых клиентских службах. При этом все точки присутствия фондов будут сохранены;
  • обеспечить единый – более высокий – стандарт сервиса на базе единых клиентских служб;
  • повысить прозрачность управления внебюджетным фондом через Наблюдательный совет;
  • ускорить реализацию цифровой трансформации социальной сферы;
  • сократить расходы на содержание внебюджетных фондов за счет отказа от поддержания разрозненной IT-инфраструктуры и оптимизации имущественного комплекса.

Документы по теме:

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

Читайте также: