Проверки военкоматами ведения организациями воинского учета не подпадают под действие Закона о госконтроле
gstockstudio / Depositphotos.com |
Порядок проведения проверок органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), а также гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц урегулированы Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Закон № 248-ФЗ). Согласно п. 17 Положения о военных комиссариатах проведение проверок организаций по вопросам осуществления ими воинского учета является одной из основных задач военных комиссариатов. Однако ни указанным Положением, ни иными нормативными правовыми актами не определено, что военкоматы уполномочены на осуществление государственного контроля (надзора), а проводимые ими проверки являются видом государственного контроля (надзора). В этой связи нормы Закона № 248-ФЗ на проверки военкоматов не распространяются (Письмо Министерства обороны РФ от 1 декабря 2021 г. № 315/2/5053).
Минобороны России подтвердило данный вывод. Из их письма следует, что организация воинского учета в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях входит в содержание мобилизационной подготовки и мобилизации (п. 3 ст. 2 Закона о мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации). Деятельность же федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации к государственному контролю (надзору) для целей Закона № 248-ФЗ не относится, на что прямо указано в п. 12 ч. 3 ст. 1 этого закона.
Ранее такой же вывод делало и Минэкономразвития России (см. письмо от 19 августа 2021 г. № ОГ-Д24-6584).