Новости и аналитика Новости Законодательство об обороте оружия и патронов: общественный курс на реформу

Законодательство об обороте оружия и патронов: общественный курс на реформу

Законодательство об обороте оружия и патронов: общественный курс на реформу
Talaj / Depositphotos.com

21 декабря на портале Российских общественных инициатив появилась инициатива № 77Ф89488, предусматривающая необходимость разработки и принятия нового федерального закона "Об обороте оружия и патронов в Российской Федерации" с использованием открытого общественного обсуждения проекта такого закона1. Авторы идеи отмечают, что действующий Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии" (далее – Закон № 150-ФЗ) был принят 25 лет назад – в условиях иных политических, экономических и криминогенных реалий, и его нормы уже не в полной мере соответствуют текущим потребностям. За время его действия вносились многочисленные (более 60 раз) поправки, но, как считают эксперты, к повышению качества правового регулирования это не привело – старые ошибки и неточности исчезали, а в статьях закона появлялись новые коллизии, при этом сам нормативный правовой акт становился тяжелым для восприятия.

Жена унаследовала после мужа огнестрельное нарезное оружие. Может ли она перевезти его для продажи в другой регион, не имея лицензии? Ответ на этот вопрос можно найти в системе ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

"Данная ситуация развивалась на протяжении долгих лет, усложняя понимание действующих оружейных НПА не только для рядовых граждан, но и для профильных специалистов отрасли, которые все чаще были вынуждены вступать в дискуссии и требовать дополнительных разъяснений (зачастую таких же противоречивых) по множеству спорных и неоднозначных моментов, порожденных существующими коллизиями", – подчеркивается в инициативе. А в отдельных случаях региональные органы, контролирующие оборот оружия, начали трактовать оружейное законодательство по своим внутренним убеждениям исходя из личных интересов, иногда даже ущемляя права законопослушных граждан и добросовестных владельцев оружейного бизнеса.

В связи с этим предлагается подготовить новую редакцию закона об обороте оружия и патронов и провести широкое общественное обсуждение соответствующего законопроекта. На ключевых предложениях по совершенствованию правового регулирования в данной сфере остановимся более подробно.

 

Понятийный аппарат

Одним из недостатков действующего регулирования авторы инициативы считают отсутствие в Законе № 150-ФЗ определений некоторых фундаментальных понятий, которые упоминаются в смежном законодательстве – например, в КоАП, а это значит, что их неопределенность может породить проблемы не только в понимании правовых категорий, но и в применении норм, в которых они содержатся, на практике.

Инициатива исходит из того, что оружейную терминологическую базу необходимо закрепить в тексте нового закона. При этом речь идет о более чем 20 терминах, определения которых упоминаются в приложении к общественной инициативе. Понятия, которые уже имеются в действующем Законе № 150-ФЗ, в поправках не дублируются.

Так, предлагается дополнительно закрепить определения терминов:

  • "ремонт оружия" – деятельность юрлиц по восстановлению работоспособности оружия или замене основных частей огнестрельного оружия, внесению допустимых законом изменений в основные части огнестрельного оружия и иные действия, на осуществление которых не требуется получения разрешения или лицензии;
  • "стрелковый объект" – спортивный объект (стрельбище, тир, полуоткрытый тир, стенд), являющийся специально отведенным для стрельбы местом;
  • "ношение оружия" – нахождение заряженного оружия в руках, в кобуре, чехле или на ремне непосредственно в одежде или на теле физлица;
  • "транспортирование оружия" – нахождение незаряженного оружия в кобуре, чехле, специальных футлярах или заводской упаковке;
  • "перевозка оружия" – вид деятельности, связанный с перемещением незаряженного оружия, в том числе в чехле, футляре, заводской упаковке или специальном ящике юрлицом – перевозчиком, которое оказывает соответствующие услуги по перевозке оружия;
  • "коллекционирование оружия" – сбор и хранение огнестрельного, пневматического, газового, сигнального, холодного и иного оружия и патронов юрлицами и физлицами для формирования коллекций (собраний) и использования в научных, информационных и познавательных целях;
  • "производство оружия" – деятельность юрлиц, включающая изготовление оружия или основных частей оружия, переделку одного вида оружия в другой вид;
  • "производство патронов" – деятельность юрлиц по изготовлению патронов;
  • "производство боеприпасов" – деятельность юрлиц по изготовлению боеприпасов;
  • "торговля оружием" – деятельность юрлиц по продаже оружия или его основных частей, приобретенных для целей торговли, или торговая деятельность производителя оружия или его основных частей в отношении своей продукции;
  • "продажа оружия" – возмездная передача оружия или его основных частей между продавцом и покупателем;
  • "передача оружия" – передача оружия, его основных частей от одного лица к другому во временное пользование;
  • "приобретение оружия" – покупка, получение в качестве подарка, награды, наследства оружия или его основных частей;
  • "хранение оружия" – хранение оружия или его основных частей в помещениях или в иных местах, обеспечивающих их сохранность, в том числе в отсутствие владельца указанных предметов.

Аналогичные по смыслу определения предусмотрены и в отношении оборота патронов. Кроме того, в перечне терминов упоминаются такие, как "использование оружия", "экспонирование оружия", "учет оружия", "изъятие оружия", "конфискация оружия", "уничтожение оружия", "криминалистические требования к техническим характеристикам гражданского и служебного оружия, а также патронов к нему" и т. п. Также согласно инициативе в законодательстве может появиться понятие "модернизация оружия", предполагающее установление на оружии любых не основных частей, произведенных сторонними от производителя оружия лицами, без технического изменения оружия и вывода его в разряд гражданского оружия, запрещенного к обороту. Рассматривается и возможность внесения изменения, не являющегося ремонтом, в основные части оружия самим владельцем – например, сверление портов в двуствольном оружии, установка прицела или мушки, сглаживание кромок основных деталей огнестрельного оружия, покраска, нанесение надписей и гравировок, не являющихся художественной отделкой.

Более того, из закона об оружии планируется вывести понятие холодного оружия и рассмотреть возможность введения в законодательство – например, в рамках Уголовного кодекса – термина "предмет, используемый в качестве дробящего, рубящего или колющего оружия", так как в настоящее время грань между тем, что является холодным оружием и предметом хозяйственно-бытового предназначения, полностью размыта до состояния фактической идентичности соответствующих предметов.

 

Общие предложения по совершенствованию оружейного законодательства

Инициатива содержит перечень из 32 общих положений, которые, по мнению авторов идеи, должны найти отражение в новом законе об обороте оружия и патронов. Они касаются административной и уголовной ответственности за нарушение правил оборота оружия, послаблений при использовании оружия на охоте и стрелковых объектах, возрастных ограничений на приобретение оружия и владение им и т. д.

В частности, инициативой предусмотрено:

  • исключение связи административных правонарушений, не связанных с оружием, с возможностью владеть им – предполагается сохранение "оружейной" ответственности только за нарушения, непосредственно связанные с хранением, ношением, транспортировкой или использованием оружия, а также возможность выделения норм об ответственности за нарушение правил оборота оружия в отдельную главу КоАП РФ;
  • проведение анализа статистики привлечения граждан, владеющих оружием и ранее судимых в период владения ими оружием, на предмет общественной опасности – авторы инициативы считают необоснованным последние поправки в Закон № 150-ФЗ, равнозначно ограничивающие в праве на владение оружием лиц, повторно привлеченных к уголовной ответственности как по умышленным преступлениям, так и по неумышленным;
  • введение на территории РФ единого разрешения на хранение и ношения оружия, позволяющего, в том числе, передавать любой вид оружия между гражданами на охоте и стрелковых объектах при отсутствии у обоих сторон противопоказаний к владению оружием;
  • отмена избыточного и необоснованного ограничения на 10 патронов в магазине при использовании любого типа оружия на стрелковых объектах или при пристрелке оружия в охотугодиях – ожидается, что эта мера позволит повысить культуру обращения с оружием и поможет выработать необходимые навыки у граждан, владеющих им;
  • снижение возрастного ограничения на приобретение и владение отдельными видами оружия для граждан, не имеющих противопоказаний к этому, с 21 года до 18 лет – в частности, авторы обращают внимание на то, что в спортивной сфере оружие используется начиная с возраста 10 лет, поэтому целесообразно предоставить возможность приобретения некоторых моделей оружия и дальнейшей его передачи законными представителями несовершеннолетним лицам для занятия спортом;
  • проведение анализа современного состояния дел в классе пневматического оружия в целях исследования актуальности действующих ограничений в виде 3 Дж, 7.5 Дж, 25 Дж для оружия, находящегося в законном обороте, в числе предложений – перевод ответственности для владельцев такого оружия из разряда уголовной в разряд административной, но с обязательной постановкой пневматического оружия на учет;
  • введение в оборот оружия, приобретенного гражданами до вступления в силу Закона № 150-ФЗ без подтверждающих документов;
  • реализация проведения медицинских комиссий на право владения и приобретения оружия на базе ОМС по программе диспансеризации населения;
  • упразднение обязательной сертификации каждой ввозимой единицы оружия и патронов;
  • раздельный оборот гильз и пуль с оборотом патронов при торговле такими предметами;
  • уточнение порядка оборота комбинированного оружия для граждан РФ;
  • регулирование порядка оборота комбинированного охотничьего оружия для граждан РФ с учетом его специфики и технических возможностей применения и т. д.

Вместе с тем, планируется разрешить ношение огнестрельного длинноствольного оружия с целью самообороны вне населенных пунктов в местностях, в которых обитают опасные дикие животные (медведь, тигр и т. п.). Ожидается, что перечень таких мест определит Минприроды России по согласованию с органами Росгвардии. Это позволит гражданам защищать свою жизнь и здоровье, не нарушая при этом установленных требований.

Предлагаемые положения учитывают и общую тенденцию на цифровизацию различных сфер жизни общества. Так, например, инициировано создание для владельцев оружия специальной системы информирования через СМС-сообщения и портал госуслуг о сроках действия разрешения или иных значимых для владельца оружия документах и событиях – по аналогии с оповещением об истечении срока действия водительских удостоверений. Здесь же упоминается о проработке вопроса функционирования системы доставки оружия и патронов гражданам по территории России, поскольку существовавшая ранее "Спецсвязь" фактически разрушена, а тарифы на доставку не доступны рядовым гражданам. Говорится и о введении полного электронного документооборота между органами Росгвардии, юрлицами, медорганизациями и гражданами, а также о сведении лицензионно-разрешительного оборота к единому разрешению на вид оружия в зависимости от цели его приобретения, действительность которого может проверяться онлайн, а сама регистрация должна происходить в месте приобретения.

Часть предложений касается оформления самого закона – логичности, последовательности и удобства изложения норм для упрощения их восприятия.

 

Виды оружия

Изменений в общую классификацию оружия в зависимости от целей его использования, от основных параметров и характеристик проект поправок не содержит. Напомним, в настоящее время оружие подразделяется на гражданское, служебное, боевое ручное стрелковое и холодное (ст. 2 Закона № 150-ФЗ). А вот типов оружия изменения коснуться могут – "спортивное" и "охотничье длинноствольное оружие" предлагается заменить на общее "гражданское длинноствольное оружие", дифференцировав при этом правила его оборота в зависимости от цели приобретения – для охоты, спорта, самообороны или для комбинации нескольких целей. В части газовых распылителей (баллончиков) инициирован их вывод из разряда оружия и разрешение на приобретение с 14 лет для целей самообороны, но с ограничением использования не по назначению под угрозой административных санкций. Между тем, разделение сигнального оружия на сигнальное и охолощенное предлагается исключить, синхронизировав эти типы оружия путем отмены лицензионного порога в 6 мм для сигнального оружия.

В тексте инициативы имеются уточнения в части отнесения отдельных типов оружия к общим классификационным группам. Например, предлагается считать оружие, поступившее в оборот до 1 января 1994 года для целей занятия охотой или спортом, находящееся в собственности физических или юридических лиц, гражданским оружием, которое может использоваться для занятия спортом или охотой. А короткоствольное оружие – гражданским оружием, используемым для занятия спортом. Сигнальное оружие калибром более 6 мм, поступившее в оборот до 1 июля 1997 года, находящееся в собственности физических или юридических лиц, в рамках инициативы подлежит классификации в качестве гражданского оружия, и может использоваться для подачи сигналов. Перечисленные типы оружия должны подлежать учету, постановка на который может производиться вне зависимости от времени поступления такого оружия в оборот и от наличия разрешений или лицензий на него.

Также речь идет о:

  • введении в оборот гражданского короткоствольного огнестрельного оружия, позволяющего произвести выстрел при длине такого оружия менее 800 мм, для использования в целях охоты – при этом речь идет об оружии отечественного производства, возможность приобретения которого может быть связана с наличием у граждан права на приобретение длинноствольного оружия с нарезным стволом для целей охоты;
  • возврате оружию со сверловкой ствола "Ланкастер" и нарезной частью "Парадокс" статуса гладкоствольного оружия, поскольку перевод такого оружия в статус нарезного приведет к значительному падению интереса и реального спроса на него, что негативно отразится на предприятиях.

Что касается наградного оружия, поступившего в оборот на территории СССР до 21 декабря 1991 года, то его следует рассматривать в качестве наградного оружия согласно ст. 20.1 Закона № 150-ФЗ.

 

Стаж владения оружием

Отдельный блок поправок касается так называемого "нарезного стажа" – в настоящее время право на приобретение нарезного оружия у граждан появляется только по истечении 5 лет владения охотничьим гладкоствольным оружием. При этом без разницы, приобретается однозарядная винтовка в калибре 22LR или более мощный карабин в калибре 7,62x54R. Авторы инициативы уверены, что такое временное ограничение значительно снижает уровень продажи нарезного оружия внутри страны и не способствует повышению заинтересованности отечественных производителей в развитии производства и разработки новых моделей оружия. "Настоящая редакция закона в первую очередь выгодна иностранным производителям оружия, которые за счет своего внутреннего рынка, где нет "нарезного стажа", давно развернули и окупили производство, в то время, как отечественные производители оказываются в заведомо проигрышном положении, так как концепция "возможно, этот владелец гладкоствольного ружья купит через пять лет что-то нарезное" никаким образом не способствует развитию отечественного рынка и производства", – отмечается в тексте инициативы.

Предлагается сократить стаж владения гладкоствольным оружием для получения права на приобретение оружия с нарезным стволом для всех категорий граждан и рассмотреть возможность деления такого стажа на разные сроки в зависимости от типа нарезного оружия – малокалиберное, под пистолетные патроны, под промежуточные патроны, под винтовочные патроны. Так, для хранения и ношения малокалиберного оружия отечественного производства под патрон кольцевого воспламенения авторы считают достаточным наличие стажа в 1 год владения гладкоствольным оружием. Для нарезного оружия под пистолетные патроны – 2 года владения гладкоствольным оружием или 1 год владения малокалиберным оружием под патрон кольцевого воспламенения. Для иного нарезного оружия любых калибров – 3 года владения гладкоствольным или 2 года владения малокалиберным оружием под патрон кольцевого воспламенения, или 1 год владения оружием под пистолетные патроны. Указанные сроки относятся только к оружию отечественного производства. Срок стажа для любого нарезного оружия иностранного производства выше – 4 года владения гладкоствольным оружием или 3 года владения малокалиберным оружием отечественного производства под патрон кольцевого воспламенения, или 2 года владения отечественным оружием под пистолетные патроны, или 1 год владения отечественным оружием других калибров.

Также инициативой предусмотрена отмена "гладкоствольного стажа" для магазинного и самозарядного оружия. Эту меру авторы проекта обосновывают отсутствием статистики, свидетельствующей о том, что с использованием такого оружия совершаются преступления, которые было бы невозможно совершить с другими видами оружия.

 

***

Ожидается, что принятие общественной инициативы позволит упорядочить оружейное законодательство и привести его в соответствие с текущими реалиями, в том числе в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины". "Данная инициатива призвана четко прописать права и обязанности законопослушных граждан, не допуская их ущемления в настоящем и будущем, окажет благотворное влияние на положение дел на отечественных оружейных и околооружейных предприятиях", – считают разработчики.

При этом общественное обсуждение составленного на основе предложений проекта закона планируется провести с использованием специально созданного Правительством РФ интернет-сайта – по аналогии с тем, как ранее обсуждался законопроект "О полиции". Это позволит привлечь к обсуждению как можно большее количество заинтересованных лиц – не только производителей оружия и контролирующие органы, но и владельцев оружия.

Голосование за инициативу о разработке новой редакции закона об обороте оружия и патронов продлится до 21 декабря 2022 года. Если в поддержку инициативы будет собрано более 100 тыс. голосов, ее направят в экспертную группу федерального уровня для принятия решения о целесообразности реализации предлагаемых поправок. За несколько дней инициатива уже набрала 7300 голосов в поддержку и 122 голоса против.

_____________________________

1 С текстом общественной инициативы № 77Ф89488 "Провести разработку и принять новый Федеральный Закон “Об обороте оружия и патронов в Российской Федерации” с использованием открытого общественного обсуждения проекта закона" и материалами к ней можно ознакомиться на официальном сайте РОИ (https://www.roi.ru/89488/).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ "Об оружии

Читайте также:

Упрощен порядок хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия гражданами, уволенными или увольняемыми с военной службы

Упрощен порядок хранения и ношения боевого холодного клинкового оружия гражданами, уволенными или увольняемыми с военной службы

В частности, оно не будет подлежать регистрации в Росгвардии или ее территориальном органе и на него не потребуется получение разрешения на хранение и ношение оружия.

Административную ответственность в сфере обращения с оружием могут ужесточить

Административную ответственность в сфере обращения с оружием могут ужесточить

Предлагается отказаться от нижней границы штрафа за такие проступки.

Ужесточена ответственность за незаконный оборот оружия

Ужесточена ответственность за незаконный оборот оружия

А правительство должно будет утвердить перечень медицинских противопоказаний к владению оружием.

Разработаны конкретные меры по ужесточению оборота оружия

Разработаны конкретные меры по ужесточению оборота оружия

Так, справки для получения лицензии на оружие будут выдавать только в государственных клиниках.