Новые правила учета возмещения ФСС России расходов на предупредительные меры
IgorVetushko / Depositphotos.com |
Накануне мы рассказывали о том, что в отчетности за 2021 год доходы и расчеты по компенсации затрат, возмещению ранее произведенных расходов можно отражать не только по виду деятельности 2, но и по остальным КФО.
Особое внимание здесь следует обратить на средства, поступающие от ФСС России в порядке возмещения расходов учреждения на предупредительные меры. Напомним, оплата таких расходов осуществляется страхователем за счет собственных средств, и только затем можно обратиться в ФСС России за возмещением расходов из средств ФСС России в пределах согласованной с Фондом суммы.
С 1 января 2021 года поступления от ФСС России возмещения расходов на предупредительные меры отражаются в качестве "доходной" операции – с применением АнКВД 130 в увязке со специальной подстатьей КОСГУ 139 "Доходы от возмещений затрат ФСС России", в предыдущие годы для этих целей использовалась подстатья 134 "Доходы от компенсации затрат" КОСГУ.
Отдельного счета для отражения расчетов по таким доходам нет, а потому для учета возмещений от ФСС России применяется счет 209 30 "Расчеты по компенсации затрат", начисление задолженности по возмещению ФСС России расходов на предупредительные меры отражается в учете проводкой Дебет 0 209 34 561 Кредит 0 401 10 139.
У казенных учреждений поступление возмещения от ФСС относится к доходам бюджетов и отражается по КБК 000 1 13 02990 00 0000 130 "Прочие доходы от компенсации затрат государства". Соответственно, расчеты по возмещению ФСС расходов на предупредительные меры учитываются на счете 1 13 0299Х ХХ ХХХХ 130 1 209 34 001 "Расчеты по доходам от компенсации затрат" – на это Минфин России и Казначейство обратили внимание в недавнем системном письме по составлению отчетности за 2021 год.
Бюджетные и автономные учреждения учитывают расчеты по возмещению ФСС России расходов на предупредительные меры на счете ХХХХ 0000000000 130 0 209 34
А по какому КФО начислять такие расчеты и доходы?
В том же системном письме содержится прямое указание:
расчеты с ФСС России по возмещению расходов на предупредительные меры отражаются по КФО, в рамках которого осуществлялись расходы. Иными словами, если расходы на предупредительные меры были осуществлены АУ/БУ за счет средств субсидии на задание, то и возмещение необходимо отразить по КФО 4. Да, это повлечет расхождение между подлежащими сверке показателями сводного Отчета (ф. 0503737) по КФО 4 и консолидированного Отчета (ф. 0503127) органа-учредителя в части выделенных субсидий на задание. Но это расхождение является допустимым.
Но что делать, если возмещения ФСС России уже отражены по КФО 2?
Говорить о безусловной ошибке отражения таких компенсаций по КФО 2 в случае, если расходы на предупредительные меры были осуществлены по иному КФО, на сегодняшний день нельзя. Обязательное требование о восстановлении первоначально осуществленных в соответствии с Планом ФХД расходов на предупредительные меры на тот источник финобеспечения деятельности, за счет которого осуществлялись расходы, нормативными актами, в том числе Инструкциями №№ 162н, 174н и 183н, в настоящий момент не установлено. Само по себе наличие механизма финансового обеспечения предупредительных мер за счет средств ФСС России не влечет для учреждения обязанности по использованию средств, полученных от Фонда в качестве возмещения, на цели, связанные с выполнением задания, если изначально соответствующие расходы были осуществлены учреждением за счет КФО 4.
Поэтому в данном случае существует два варианта.
Вариант 1. Отразить в учете такие расчеты с ФСС России по тому КФО, за счет которого были произведены расходы на предупредительные меры в соответствии с положениями системного письма. Пошаговая инструкция по реализации этого варианта – здесь.
Вариант 2. Оставить в текущем году расчеты с ФСС России по возмещению расходов на предупредительные меры на КФО 2. Например, в случае, если возмещение уже поступило от ФСС России.
Но! Не исключено, что указание на отражение расчетов с ФСС России в части возмещения расходов на предупредительные меры по тому КФО, за счет которого были произведены такие расходы, может до конца года быть утверждено в Инструкциях по учету, поэтому, выбирая второй вариант, необходимо следить за изменениями в нормативные акты и быть готовыми оперативно отразить все корректировки в случае, если требование станет обязательным.