Бюджетную отчетность теперь примут только с аудиторским заключением о ее достоверности
tsalko / Depositphotos.com |
11 октября вступает в силу очередной – шестой по счету – федеральный стандарт ВФА "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности" (Приказ Минфина России от 1 сентября 2021 г. № 120н (зарег. в Минюсте России 30.09.2021).
Уточним, что уже год действует Стандарт "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита" и немногим дольше – Стандарт "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"; с введением в действие нового Стандарта в два вышеназванных внесены некоторые изменения, и теперь все три документа будут применяться одновременно.
Самое важное нововведение Стандарта "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности..." – требование об обязательном наличии аудиторского заключения при представлении бюджетной отчетности. Оно потребуется уже при подтверждении достоверности бюджетной отчетности на 1 января 2022 года, а по решению органа власти или руководителя аудиторского подразделения – и в отношении промежуточной отчетности 2021 года.
Рассмотрим основные моменты нового Стандарта.
Как организовать аудит в в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности?
Можно выбрать один из двух вариантов проведения аудиторских мероприятий
Параметры для сравнения | I вариант | II вариант |
---|---|---|
Количество аудиторских мероприятий | Одно | Не менее двух |
Цель аудиторского мероприятия | 1-е мероприятие: Подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, за отчетный финансовый год Пример: в 2022 году проводится аудиторская проверка в целях подтверждения достоверности годовой бюджетной отчетности за 2021 год (составленной на 01.01.2022). Важно! План проведения аудиторских мероприятий на 2022 год, в который включена указанная проверка, должен быть представлен аудиторами на утверждение руководителю органа / учреждения до конца 2021 года | |
Х | 2-е и последующие мероприятия: Подтверждение соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности в течение текущего финансового года для подтверждения в очередном финансовом году достоверности годовой бюджетной отчетности за текущий финансовый год. Пример: Аудиторским подразделением в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности запланировано проведение в 2022 году нескольких аудиторских мероприятий. В этом случае порядок действий аудиторов будет таким: 1-е мероприятие - подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности на 1 января 2022 года; 2-е мероприятие - проверка порядка выполнения бюджетных процедур учета и отчетности и/или изучение составленной в течение 2022 года промежуточной отчетности, составленной на одну или несколько квартальных дат (1 апреля 2022, 1 июля 2022, 1 октября 2022) | |
Сроки проведения аудита в целях подтверждения достоверности отчетности | 1-е мероприятие: До наиболее ранней из дат:
| |
Х | 2-е и последующие мероприятия: Сроки определяются исходя из:
|
Что должны проверить аудиторы для вынесения решения о достоверности отчетности?
Аудиторские мероприятия в целях подтверждения достоверности отчетности состоят из нескольких этапов, в ходе которых аудиторы в числе прочего должны проверить и сделать выводы:
а) о соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, включая соблюдение порядка:
- формирования и актуализации учетной политики,
- оформления и принятия к учету первичных учетных документов,
- хранения документов бюджетного учета;
б) о соответствии информации, содержащейся в подтверждаемой бюджетной отчетности качественным характеристикам, установленным Стандартом "Концептуальные основы...", в т.ч.:
- соответствие состава бюджетной отчетности требованиям федеральных стандартов и Инструкции № 191н;
- составление бюджетной отчетности на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета;
- соблюдение порядка проведения инвентаризации активов и обязательств;
в) о наличии фактов и/или признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и порядок ведения бюджетного учета.
И только если информация, содержащаяся в бюджетной отчетности, и в пояснениях к ней, отвечает установленным характеристикам, а в ходе проведения аудиторского мероприятия не выявлены существенные ошибки, нарушения и недостатки, бюджетная отчетность может быть признана достоверной.
Как организовать аудит в целях подтверждения достоверности отчетности при централизации?
При передаче централизуемых полномочий центрами учета, напомним, являются:
- Федеральное Казначейство, региональные / муниципальные финорганы – для органов и учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности на основании решения Правительства РФ или органа власти субъекта РФ или местной администрации;
- централизованная бухгалтерия – для казенных учреждений, передавших ведение учета и составление отчетности добровольно по договору.
Проведение соответствующих аудиторских проверок и формирование аудиторского заключения о достоверности бюджетной отчетности обязательны и при централизации учета и отчетности. В этом случае способ проведения аудиторских мероприятий будет зависеть от вариантов организации ВФА как в в органе / учреждении, учет которого ведется централизованно, так и в центре учета.
Варианты организации ВФА | Кто и что делает в рамках аудиторских мероприятий по подтверждению достоверности отчетности | |
---|---|---|
в органе / учреждении | в центре учета | |
организовано аудиторское подразделение | Аудиторы органа / учреждения 1. Проверяют:
2. Формируют заключение:
Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается! 3. Передают заключение в центр учета Аудиторы центра учета 1. Выявляют риски искажения отчетности; 2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета; 3. Оценивают надежность ВФК у себя; 4. Анализируют заключение, полученное от аудиторов органа/учреждения. Если заключение признано, формируют суждение о достоверности отчетности органа/учреждения и составляют соответствующее заключение. Если полученное от органа/учреждения заключение не признается, суждение о достоверности аудиторы центра учета формируют на основании результатов аудиторских мероприятий, проведенных в центре учета | |
организовано аудиторское подразделение | полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу | |
полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу | ||
полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу | организовано аудиторское подразделение | |
организовано аудиторское подразделение | упрощенный способ осуществления ВФА | Аудиторы органа / учреждения 1. Проверяют:
2. Формируют заключение:
Суждение о достоверности бюджетной отчетности в этом заключении не отражается! В центре учета аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется. Руководитель центра учета в свободной письменной форме представляет руководителю органа/учреждения информацию:
|
полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу | ||
упрощенный способ осуществления ВФА | полномочия по осуществлению ВФА переданы вышестоящему органу организовано аудиторское подразделение | В органе/учреждении аудиторское мероприятие не проводится, заключение о достоверности не формируется. Руководитель органа/учреждения представляет центру учета в свободной письменной форме информацию:
Аудиторы центра учета 1. Выявляют риски искажения отчетности; 2. Подтверждают достоверность данных в регистрах учета; 3. Оценивают надежность ВФК у себя; 4. По результатам выполнения вышеперечисленных мероприятий формируют суждение о достоверности бюджетной отчетности органа/учреждения и отражают его в заключении о достоверности |
упрощенный способ осуществления ВФА | Ни в органе/учреждении, ни в центре учета аудиторские мероприятия не проводятся, заключение о достоверности не формируется |
Какое заключение могут вынести аудиторы?
Мнение о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности формируется таким образом:
Результаты аудиторского мероприятия | Формулировка мнения о достоверности |
---|---|
Ошибки, нарушения не выявлены |
|
Выявлены НЕсущественные ошибки, нарушения | В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:
|
Например: При выявлении таких НЕсущественных ошибок/нарушений, как:
в суждении о достоверности должен быть отражен вывод:
| |
Выявлены существенные ошибки, нарушения | В зависимости от характера, причин, условий и последствий выявленных ошибок, нарушений может быть сформулировано мнение:
|
Например: При выявлении таких существенных ошибок/нарушений, как:
в суждении о достоверности должен быть отражен вывод: Порядок ведения бюджетного учета не соответствует единой методологии учета и отчетности,
| |
Недостатки не выявлены или выявлены несущественные недостатки Например: Если внутренний финконтроль не способен в полной мере обеспечить предупреждение/недопущение ошибок и нарушений, однако позволяет их своевременно выявлять и устранять | Признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок ведения бюджетного учета, не выявлено |
Выявлены существенные недостатки Например: В ходе проведения аудиторского мероприятия выявлены значимые риски искажения бюджетной отчетности, причинами которых является низкая степень надежности ВФК, при этом величина искажения информации возможной ошибки в отчетности является существенной | Наличие признаков, влияющих на достоверность отчетности и порядок веден |