Новости и аналитика Новости Выборы в Госдуму – 2021: что нового?
Выбор редакции

Выборы в Госдуму – 2021: что нового?

Выборы в Госдуму – 2021: что нового?
VectorStory / Depositphotos.com

Выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва назначены на 19 сентября (Указ Президента РФ от 17 июня 2021 г. № 367). В течение года были приняты поправки в ряд законодательных актов, регламентирующих порядок голосования, условий предвыборной агитации и ограничения доступа к противоправной информации в Интернете. Более того, расширена география субъектов, в которых избиратели могут проголосовать дистанционно. Эксперты на заседании Общественной палаты РФ обсудили законодательные нововведения, вопросы информационной открытости и общественного контроля.

 

Основные законодательные изменения

Выборы депутатов в Госдуму в сентябре текущего года будут первыми, на которых состоится система трехдневного голосования в таких масштабах, отметила секретарь Центральной избирательной комиссии РФ Наталья Бударина. Напомним, в июле прошлого года были внесены изменение в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Закон № 67). Голосовать по закону можно в течение нескольких, но не более трех дней подряд (ч. 1 ст. 63.1 Закона № 67). Такое решение – для выборов в Госдуму решение принимает ЦИК – может быть принято не позднее чем в 10-дневный срок со дня назначения выборов и не подлежит пересмотру.

Сопутствующее изменение в количество дней для голосования также вводит изменения в сроки предвыборной агитации – в этом году она закончится 17 сентября в 00:00 часов по местному времени. У избирательных комиссий в свою очередь появляется дополнительная функция по контролю за распространением агитационных материалов в Интернете, напоминает Наталья Бударина. Теперь избирательные комиссии могут обращаться к Роскомнадзору с представлением о пресечении распространения агитации в Интернете, если их изготовление или распространение нарушает законодательство (п. 10.1 ст. 21 Закона № 67) – такое законодательное нововведение появилось с 9 марта.

Также был установлен порядок ограничения доступа к соответствующей информации. В случае обнаружения в Интернете спорных информационных или агитационных материалов, ЦИК РФ или региональные избирательные комиссии вправе обратиться в Роскомнадзор с представлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие информацию или агитационные материалы (ч. 1 ст. 15.3-1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации": далее – Закон № 149). Иными словами, такие сайты могут быть заблокированы. На основании такого обращения Роскомнадзор должен направить операторам связи требование о принятии мер по блокировке сайта (п. 1 ч. 2 ст. 15.3-1 Закона № 149), а оператор связи, в свою очередь, обязан незамедлительно исполнить требование (ч. 3 ст .15.3-1 Закона № 149). Также Роскомнадзор обязан направить соответствующее требование провайдеру хостинга или иному лицо, обслуживающего владельца сайта в Интернете (п. 3 ч. 2 ст. 15.3-1 Закона № 149). Владелец сайта обязан в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления удалить информацию или агитационный материал, а в случае отказа или бездействия провайдер хостинга обязан заблокировать сайт по истечении суток с момента получения уведомления (ч. 5 ст .15.3-1 Закона № 149). При этом в случае удаления противоправного материала после проверки Роскомнадзором доступ к сайту может быть возобновлен (ч. 7-8 ст. 15.3-1 Закона № 149). Указанное ограничение доступа к сайту вводится временно – не ранее дня официального опубликования решения о назначении выборов – а оканчивается по истечении пяти дней со дня определения результатов выборов (ч. 10 ст. 15.3-1 Закона № 149).

Также мартовские нововведения коснулись административных штрафов за изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах – они были существенно увеличены. Так, для граждан административный штраф составляет от 5 тыс. до 20 тыс. руб., на должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб., на юридических лиц – от 100 тыс. до 500 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.12 КоАП). Для сравнения: в предыдущей редакции кодекса административный штраф составлял от 1 тыс. до 3 тыс. руб. для граждан, от 2 тыс. до 3 тыс. руб. для должностных лиц и от 50 тыс. до 100 тыс. для юрлиц.

В апреле законодательство о выборах было дополнено положениями о кандидате, аффилированного с иностранным агентом (п. 35.1 ст. 2 Закона № 67). Такой кандидат не является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, однако в период, составляющий два года до дня официального опубликования решения о назначении выборов или в период избирательной кампании на соответствующих выборах:

  • был членом, учредителем, руководителем или работником некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения или СМИ, которые были признаны выполняющими функции иностранного агента;
  • осуществлял политическую деятельность и получал денежные средства или иную имущественную помощь от некоммерческой организации, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иностранного агента, для осуществления политической деятельности.

Как объясняет Наталья Бударина, учитывается как сам кандидат, выполняющий роль иностранного агента, так и лица, аффилированные с ним. В заявлении о согласии баллотироваться такие лица обязаны указывать свой статус иностранного агента или лица, аффилированного с ним. Такая информация также должна быть указана в агитационных материалах, в списке представленных на выборах политических партиях, в подписных листах, в помещениях для голосования и в избирательных биллетенях, а СМИ будут обязаны указывать такой статус кандидатов при упоминании. Секретарь ЦИК РФ подчеркнула, что на момент заседания ОП РФ информации о таких кандидатах не было.

Также Закон № 67 был дополнен положением о том, что не имеют права быть избранными граждане, причастные к деятельности общественного или религиозного объединения, иной организации, в отношении которых вступило в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

 

Деятельность Роскомнадзора по выявлению нарушений

Как было упомянуто ранее, Роскомнадзор принимает активное участие в работе с выявленными нарушениями в ходе выборной деятельности. Начальник Управления разрешительной работы, контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Роскомнадзора Татьяна Денискина объяснила, что в данном случае ведомство работает в тесной связке с территориальными избирательными комиссиями. 15 июня 2021 года между ЦИК РФ и Роскомнадзором было заключено соглашение о сотрудничестве1. Данное соглашение предусматривает обмен сведениями в период подготовки и проведения выборов, а также взаимодействие при обращениях избирательных комиссий с представлением о пресечении распространении в Интернете агитационных соглашений, изготовленных или распространяемых с нарушением законодательства. Как пояснила представитель Роскомнадзора, с заключением соглашения будет происходить более интенсивный информационный обмен на всех уровнях между структурами Роскомнадзора как в субъектах, так и на уровне центрального аппарата. Уже 17 сентября ведомство приступит к мониторингу распространения агитационных материалов в СМИ – эксперт отдельно подчеркивает, что именно средства массовой информации имеют первоочередную значимость для данных целей. При этом выявлять признаки нарушения будет Роскомнадзор, но окончательное решение о подтверждении нарушения будет оставаться за избирательной комиссией. В случае выявления и подтверждения нарушения избирательная комиссия может выбрать одно из действий: либо самостоятельно применять административные меры, либо возвращать в Роскомнадзор для составления предписания в рамках его полномочий.

Отдельный вопрос касается таргетирования агитационного материала, то есть механизма, позволяющего отображения информации в соответствии с запросом пользователя. Как объяснила Татьяна Денискина, если активное распространение агитационной информации в Интернете будет проводиться после 17 сентября, то вне зависимости от способа такого распространения это будет нарушением. Следует отдельно рассматривать каждый конкретный случай и принимать по нему решение, резюмировала эксперт.

 

Проведение онлайн-голосования

На заседании ЦИК РФ 20 июля был утвержден порядок проведения онлайн-голосования на выборах в сентябре. Подать заявление можно со 2 августа по 13 сентября 00:00 (мск). Как объяснил заместитель председателя ЦИК РФ Николай Булаев, возможность двойного голосования исключается: если избиратель проголосовал онлайн, повторно проголосовать очно на своем участке нельзя. Сама подача такого заявления исключает избирателя из списка избирателей по месту жительства.

Возможность проголосовать электронно будет доступна с 17 сентября 8:00 (мск) до 19 сентября 20:00 (мск). На заседании ЦИК РФ обозначили, что принять участие в дистанционном электронном голосовании могут граждане:

  • зарегистрированные по месту жительства в субъекте РФ, проводящем онлайн-голосование, либо не имеющие регистрации по месту жительства на территории РФ, получившие гражданство в упрощенном порядке;
  • достигшие возраста 18 лет;
  • имеющие подтвержденную учетную запись на портале Госуслуг или mos.ru (для избирателей Москвы);
  • имеющие подтвержденный номер мобильного телефона или адреса электронной почты на портале Госуслуг;
  • успешно подавшие заявление для участия в дистанционном электронном голосовании в статусе "учтено".

При этом на официальном сайте Мэра Москвы сообщается, что в этом году при онлайн-голосовании предусмотрена функция "Отложенное решение" – возможность заново загрузить биллетень в случае перебоя с Интернетом. Проголосовать при этом можно будет с другого браузера или устройства. При самом подсчете голосов система будет учитывать только последний выбор избирателя.

Проведение голосования онлайн на выборах в Госдуму не будет новым решением – впервые такой эксперимент был проведен на выборах депутатов Мосгордумы в сентябре 2019 года. Аналогичная опция была предусмотрена при голосовании по поправкам в Конституцию РФ в 2020 году – онлайн проголосовало 1,1 млн граждан, что составило 17,5% от общего числа проголосовавших. Тогда такая возможность была доступна для жителей Москвы, Курской, Ярославской и Нижегородской областей. В этом году география будет расширена: добавлены Мурманская и Ростовская области, а также Севастополь. Более того, добавлена возможность для голосования онлайн граждан, не имеющих регистрацию по месту жительства, получивших гражданство в упрощенном порядке.

Руководитель рабочей группы ОП РФ по законодательству в сфере интернет-технологий и цифровизации Вадим Виноградов заявил, что на сентябрьских выборах в формате онлайн-голосования ожидается увеличение граждан, зарегистрированных в Москве, на 10% – при голосовании по поправкам такой 30% москвичей проголосовали дистанционно, в то время как на выборах депутатов Госдумы ожидается 40%. Эксперт считает потенциальное увеличение желающих принять голосование онлайн закономерным, так как такое голосование является "современным и технологичным". Он подчеркнул, что данный механизм является расширением возможностей избирателей и не может рассматриваться как принуждение к обязательному голосованию дистанционно.

Напомним, что в Госдуму избирается 450 депутатов (ст. 3 Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"). 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам (один округ – один депутат) и 225 депутатов – от политических партий, по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов. Число голосов избирателей, поданных за федеральный список кандидатов, определяется как сумма голосов избирателей, поданных за соответствующий федеральный список кандидатов в каждом субъекте РФ и за пределами ее территории.

_____________________________

1 С текстом документа можно ознакомиться на официальном сайте ЦИК РФ.

Документы по теме:

Читайте также: